Evgeny_zelikov (evgeny_zelikov) wrote,
Evgeny_zelikov
evgeny_zelikov

Category:

Смотр турецкого флота 4 июля 1909 года

В итальянском журнале Illustrazione Italiana за 18 июля 1909 г. была помещена заметка Маурицио Галли ставшего свидетелем парада, вернее смотра, турецкого флота в Босфоре. Я постарался перевести максимально близко к исходнику, сильно не переделывая текст. О турках у нас крайне мало пишут и, думаю, любые материалы из тех времён будут полезны.


Первый военно-морской парад в Турции.  Что это было и что такое турецкий флот


Несмотря на своих собак, грязные дороги и периодические пожары, в Константинополе до сих пор есть особые достопримечательности, которые являются прекрасной стороной этого странного города! Те, кто не видел Константинополь чарующим весенним днем, когда чистое голубое небо представляет фантастическую панораму, которая простирается вдоль обоих берегов Босфора, ослепительную ясность и яркость, никогда не поймут, как эти трезвые и мирные мусульмане, живущие воздухом и светом, как можно меньше утомляют свое тело и дух! Иностранец, после нескольких лет пребывания здесь, позволяет себе быть очарованным этим пейзажем мечты, этим всегда чистым морем, меняющейся зеленью деревьев, огненными закатами, и он любит этот ослепительный Босфор с его хижинами и его зданиями, разбросанными по всему берегу моря, ласковому и спокойному. Именно на этом фоне, среди этого смеющегося пейзажа, появился первый военно-морской парад, прошедший в Турции. До сих пор, по сути, турецкий флот был мифом, несмотря на многочисленные миллионы, регулярно выплачиваемые турецкому адмиралтейству, которое поглотило сокровищ больше чем само море, [это] чтобы использовать сравнение обстоятельств. За исключением нескольких кораблей, которые приходили в негодность в Золотом Роге в течение многих лет, никогда не трогаясь с места, никто в Турции не предполагал, что существует флот. И причина была довольно проста, покойный султан .... простите, арестованный султан Абдул-Хамид имел священный ужас перед кораблями, которые могли стать посреди Босфора, чтобы направить свои пушки на его царскую обитель (как это было на самом деле за несколько дней до того, как он был свергнут), в результате чего он изгнал все корабли, стоявшие на якоре в Золотом Роге, и в качестве меры предосторожности он сделал, то, что затворы орудий, которыми они были вооружены, доставили во дворец !!!! .... Поэтому мы можем поспорить о полезности флота, который никогда не ходил [в море], чьи моряки никогда не тренировались и чьи пушки были бесполезны! Когда в 1896 году началась греко-турецкая война, она была оснащена так, как Бог хотел, чтобы военно-морская дивизия состояла из старых кораблей и некоторых миноносцев. С большим трудом эти корабли смогли достигнуть Дарданелл, откуда они больше не двинулись, как будто они приложили [для этого] огромное усилие! И есть еще многое что можно рассказать о турецком флоте. Около двадцати лет назад, после долгих дискуссий и споров, было решено создать учебный корабль - "Эртогрул" - и посадить на него морских кадетов для учебного плавания по всему миру. Корабль был готов через несколько месяцев, и на его борт взошло более ста молодых людей из лучших турецких семей. «Эртогрулу» потребовалось около шести месяцев, чтобы отправиться в Америку, откуда он отправился в Японию, но на переходе он пропал - корпус и груз - о кораблекрушении ничего не было известно! Понятно, что [эта] попытка никогда не возобновлялась. В другой раз транспортному судну пришлось отправиться на остров Крит для смены гарнизона: после месяца плавания оно вернулось, не выполнив свою задачу. Когда с него было спрошено, капитан ответил, что Крита больше нет ... он исчез ... он не мог найти его !!! Возможно, это не так, но это говорит о том, как это произошло. Верно, однако, и то, что турецкие военно-морские силы, в людях, включают, согласно последней статистике, 5011 моряков и 5020 офицеров !!! чуть больше одного офицера на каждого моряка !!! Но чем заняты все эти офицеры, большинство из которых никогда не было дальше, чем Принцевы острова!?  Они просто занимают свои места в соответствии с обычаями своей страны. Один [из них] был фотографом, его звали Сами Бей, и он имел звание капитана 2 ранга; другой был плотником и сам организовал в арсенале фабрику по производству стульев, третий был художником и был .... контр-адмиралом !! У меня были на руках подлинные визитки, которые звучали так: контр-адмирал ... командир моста (знаменитый мост Галата); заместитель адмирала, такой-то .... командир "Ребера", что означает, что первый отвечал за охрану и наблюдение за Галатским мостом и сборами, получаемыми от платного права на проезд [по нему], а второй командовал маленькой лодкой султана "Ребер"! ! ! Что касается имперской яхты «Эртогрул», то ею командовали три адмирала. Однако в последние годы для Турции было построено несколько крейсеров, эсминцев и миноносцев, построенных на различных европейских и американских верфях, а также отремонтировано четыре линейных корабля, самый красивый из которых "Мессудие" был переделан на верфи Ансальдо. Деньги, чтобы заплатить за эти корабли, не проходили через руки печально известного морского министра Хасана-паши, фаворита султана, который позволил ему украсть сотни миллионов, пока корабли не совершили эту дурную шутку, о которой я говорил выше - пришли и стали перед императорским дворцом. Обжорство и воровство Хасана-паши легендарны, и [даже] сам султан иногда шутил по этому поводу. Говорят, что однажды вечером Абдул-Хамид пригласил нескольких членов дипломатического корпуса на спектакль в своем театре. Среди прочих номеров был жонглер, который с удивительным мастерством глотал мечи, жгут и рулонную бумагу. Один из дипломатов указал султану на большую ловкость, с которой актёр заставил все эти предметы исчезнуть, не страдая от них; при этом султан повернулся и сказал с улыбкой: Куда там! У меня есть кое-что посерьезнее, чем этот: я предполагаю, что мой морской министр Хасан-паша проглотил целые флоты ... и [при этом] он не умер! - ссылаясь на средства, трижды выделенные на создание османского флота. Если это правда .... Но все это заставило нас упустить из виду основную цель этой статьи. В течение шести месяцев английский адмирал сэр Э. Гэмбл был призван реорганизовать Османский флот вместе с шестью «специалистами», которые также были британцами. Он вывел все корабли из Золотого Рога после того, как их почистили и снова покрасили; он руководил всем флотом в Мраморном море, где имели место тактические маневры и стрельбы, и ему удалось провести к Константинополю [довольно] представительный флот. Я не буду обсуждать тактическую ценность двадцати единиц, которые султан обошёл в парадном строю в воскресенье утром,  это, конечно, не [тот] флот, который сражался при Лепанто или Наварине; но выстроенные в красивом порядке, расцвеченные флагами и экипажами выстроенными вдоль бортов, корабли имели прекрасный, эффектный вид. А на заднем плане стояли величественные купола Святой Софии и его шесть белых минаретов, мечети Султана Ахмеда. День сегодня великолепен: европейский и азиатский берега переполнены людьми, посещающими необычное действо. [Целая] туча пароходиков, стройных «каиков», разноцветных лодок, промелькнула возле башни Леандро в ожидании прибытия императорской яхты. Около одиннадцати часов залпы пушек объявляют о приближении султана. «Эртогрул» проходил среди внушительных кораблей, а экипажи трижды кричат: «Падишах чок яша», да здравствует султан! … Затем Мехмед V спускается к своему парадному «каику» и идет на борт флагмана «Мессудие». Когда он проходит мимо, толпа с лодок, с пароходиков аплодирует и кричит; султан оборачивается к ним с улыбкой и приветствует их. На борту "Мессудие" султан проводит смотр экипажа, наблюдает за артиллерийскими учениями, все [это] новое для него, прожившего тридцать три года отдельно от мира. Ее лицо сияет, он приветствует всех сердечным жестом; он приказывает позволить лодкам и пароходикам приближаться как можно ближе, Сердечно поздравляет адмирала Гэмбла и имеет доброе слово ко всем. Он останется в памяти потомства с именем Мехмеда V Доброго. После парада султан возвращается на свою яхту, которая отправляется в море для приятного путешествия, и мы возвращаемся в Галату, возвращая мысленно глазам то видение света и праздника, которое мы никогда не забудем.


Маурицио Галли




Подписи к фотографиям: Общий вид турецкого флота 4 июля с выстроенными вдоль бортов экипажами. Мехмед V на борту «Мессудие». Турецкие корабли приветствуют прохождение султана. Знатоков приглашаю идентифицировать турецкие корабли
Tags: Старые газеты и журналы, Турки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Посмотрели "Девятаев"

    Сестра пристала: «Давай съездим в кинотеатр, посмотрим?» Согласился, съездили. Что могу сказать? Фильм можно разделить на две…

  • Прикладная мониторометрия. Отечественная.

    Удумалось мне привести к единому масштабу отечественные мониторы. Получилось интересно - я не думал, что будет такая разница в размерах. Персоналии…

  • Песня итальянских партизан бля...

    "Фискья иль венто" - "ветер дует" - сейчас известна как "песня итальянских партизан". Вы поймёте, что это, с первых строк, но они-то уверены, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal

  • Посмотрели "Девятаев"

    Сестра пристала: «Давай съездим в кинотеатр, посмотрим?» Согласился, съездили. Что могу сказать? Фильм можно разделить на две…

  • Прикладная мониторометрия. Отечественная.

    Удумалось мне привести к единому масштабу отечественные мониторы. Получилось интересно - я не думал, что будет такая разница в размерах. Персоналии…

  • Песня итальянских партизан бля...

    "Фискья иль венто" - "ветер дует" - сейчас известна как "песня итальянских партизан". Вы поймёте, что это, с первых строк, но они-то уверены, что…