Evgeny_zelikov (evgeny_zelikov) wrote,
Evgeny_zelikov
evgeny_zelikov

Category:

Страсти по "Ташкенту" - продолжаем

Давича я уже писал о том, что «Ташкент», построенный за 14 месяцев, провёл в Италии ещё 13 месяцев прежде чем был передан советской стороне (в апреле 1939 года). Каковы причины столь длительного нахождения готового корабля в Италии? Я просмотрел работы всех наших авторов писавших о «Ташкенте» и ни где не нашёл ответа на этот вопрос.

Аркадий Борисович Морин, человек наиболее информированный и заслуживающий доверия, пишет об этом на удивление кратко и скупо: после удачных испытаний главной энергетической установки, достройка «Ташкента» замедлилась: для его дооборудования и приёмки понадобился ещё один год.

Афонин упоминает, что: достройка корабля затянулась почти на год, но причин не указывает. По поводу ходовых испытаний Николай Николаич, ссылаясь на документы, пишет: 17 марта на приёмных испытаниях в Италии — на мерной линии длиной 44 354 м [...] «Ташкент» сделал 8 галсов... То есть испытания корабль прошёл в марте и каких-либо серьёзных проблем, которые могли бы стать причиной задержки сдачи корабля, они не выявили.

Затем, он же пишет: в начале ноября новый нарком ВМФ М.П. Фриновский смог доложить председателю КО В.М. Молотову, что «Ташкент» проходит контрольные испытания машинно-котельной установки в Италии и его приход в СССР ожидается не позднее 15 декабря. Вы улавливаете момент?! Ходовые испытания начались в марте, а в ноябре Фриновский докладывает Молотову, что «Ташкент» проходит контрольные испытания.

Правда Афонин пишет о возникших проблемах при постройке однотипных «Ташкенту» кораблей в Союзе: На постройке этих кораблей сказался политический фактор — к сентябрю 1938 года именно по политическим причинам пришлось отказаться от представительства О.Т.О. на заводе №190. Но вот о том, что какие-то проблемы возникли и у самого «Ташкента» он ни словом не оговаривается, хотя это очевидно! Правда ругать Николай Николаича не будем — документы проливающие свет на эту историю вряд ли хранятся в РГА ВМФ.

А что по этому поводу пишет наш итальянский товарищ? Слово Маурицио Брешиа: Если во время войны в Эфиопии советское правительство сохраняло нейтральную позицию, продолжая снабжать Италию большими объемами нефти и другого сырья, то последующие события гражданской войны в Испании привели к серьезному кризису в отношениях между Римом и Москвой, что с марта по июль 1938 г. фактически привело к приостановке строительства «Ташкента» (11). Тут надо оговориться, что не строительства — корабль был уже фактически готов.

В примечании под номером 11 итальянский автор пишет: Обстоятельство, использованное японской дипломатией, чтобы предотвратить возможность перехода «Ташкента» - после его завершения - в воды Тихого океана, даже дошло до того, что Токийское правительство предложило покупку корабля. Далее он продолжает: Ситуация была окончательно разрешена 7 февраля 1939 года с подписанием нового итальянско-советского экономического договора. Вот видимо после этого дело сдвинулось с мёртвой точки и в апреле 1939 года был подписан приёмный акт, а в мае корабль прибыл в Одессу.

Как тут не вспомнить древнюю (1998 года!) книгу Айзенберга и Костриченко «Лидер Чёрного моря». На стр 22 читаем: Есть по меньшей мере два интересных момента в истории передачи корабля Советскому Союзу: 1. Существует вполне достоверная версия о том, что после испытаний прошедших столь успешно, руководство итальянского королевского ВМФ активно добивалось того, чтобы лидер остался в Италии, под любыми предлогами затягивая его передачу нашему флоту. Ну уж если японцы засуетились, то почему бы и Реджиа Марине не присмотреться к этому русскому заказу? Хотя итальянский автор об этом хранит полное молчание. Вписывался ли «Ташкент» в концепцию строительства минных сил Реджиа Марина и отвечал ли этим требованиям? Возможно да, так как его проект создавался не на пустом месте, а на основе 2800-тонного «итальянского ответа» на французские «Фантаски».

В завершение хочу сказать, что описание постройки и испытаний у Афонина путанное, а чатью даже вводящее читателя в заблуждение. Но об этом в другой раз.

PS - Дорогие друзья, как выяснилось, в документах РГА ВМФ чётко говорится, что "Ташкент" проходил ходовые испытания в марте 1939 года. В этой связи, всё выше написанное мною, можно воспринимать только как попытку разобраться в ситуации при недостатке информации. Крайне странно выглядит цепь ошибок на эту тему у наших авторов писавших на тему "Ташкента".

Tags: ВМФ СССР, История
Subscribe

  • Фильм из детства

    Как-то выискивая на просторах инета один старый советский фильм, я натолкнулся на некоторые фильмы которые не видел с детства, с школьных лет. Решил…

  • Худшие корабли мира?

    Коллега sergiovillaggio сделал в своём ЖЖ уже более десятка постов по страницам книги Энтони Престона "Худшие корабли мира". У меня…

  • И о погоде

    Зима нас откровенно радует — в сравнении с бесснежными зимами прошлых лет (в прошлом году снег лежал ровно 1 день), этой зимой у нас просто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments