Evgeny_zelikov (evgeny_zelikov) wrote,
Evgeny_zelikov
evgeny_zelikov

Categories:

"Ташкент" идёт через Босфор - версии

Когда толком ни чего не известно об обстоятельствах того или иного случая в истории, невольно включается фантазия. Порой буйная. Как у меня сегодня. Поэтому прошу не кидаться стульями и не бить больно. Попробую я пофантазировать на тему, зачем и кому понадобилось маскировать «Ташкент» для прохождения им проливов.

Версия первая — военная тайна.

Предположим, что мы захотели скрыть от турок пополнение Черноморского флота новейшим кораблём с выдающимися характеристиками и решили замаскировать его под «пассажира», и не заявлять его прохождение через проливы. Итак — маскировка. Для этого потребовалось бы нечто гораздо большее чем натянутый между трубами брезент с нарисованными на нём окнами и другой атрибутикой «пассажира». Например, понадобилось бы перекрасить корабль из серо-стального в белый цвет, либо корпус в чёрный, а надстройки в белый. Скрыть башенки КДП. Как скрыть полубачную конструкцию я не очень представляю (ведь пассажирские лайнеры гладкопалубники). Возможно понадобилось бы соорудить высокий фальшборт. Без покраски всего этого точно не обошлось бы. И как всё это делать при наличии итальянской команды на борту? И где всё это делать? Явно не в открытом море и не из подручных средств. То есть в Италии. Италия вообще-то в 1938 году присоединилась к конвенции Монтрё и на корабле развевался их флаг. Тогдашние отношения СССР и Италии были далеки от хороших и Муссолини, при всём его пофигизме, не было ни какого резона вписываться в какие-то авантюры Советов. Могла ли на это пойти фирма О.Т.О. в частном порядке? Возможно, но точно не бесплатно. То есть, ещё и лишняя трата денег на людей не умеющих хранить тайны. Теперь собственно турки. Ататюрк умер за полгода до этих событий. При нём отношения с нашей страной у Турции были ровные. Но и его приемник Исмет Инёню не стремился их портить. Оговорюсь — туркам-то что от сокрытия прохождения нашего военного корабля? ЧФ их настолько превосходил, что одним кораблём больше или меньше, роли не играло. Вот если бы мы с ними по числу кораблей «шли ноздря в ноздрю», тогда да, а так нет. Но вот если бы авантюра вскрылась, то молчать они точно не стали бы и последовал бы дипломатический скандал. Итак, что мы имеем от этой «военной тайны»? За сомнительную возможность временно скрыть от турок пополнение ЧФ новейшим кораблём, мы рисковали получить дипломатический скандал и возможно проблемы с прохождением проливов нашими кораблями. По всему выходит, что овчинка выделки не стоит. Вот не было бы итальянцев, тогда ещё как-то. Стали бы у какого-то неприметного острова в Архипелаге, сварганили за пару дней фальшивого «пассажира», покрасили и вперёд. А так, нет.

Версия вторая — политическая провакация.

Сейчас попрёт буйство фантазии, поэтому слабонервных попрошу удалиться. Что у нас (и не только) происходило в это время? Люди с сознанием незамутнённым «солженицинскими чтениями» давно знают, о масштабах вредительства и подрывной деятельности внутри страны, как контрреволюционных сил, так и сторонников незабвенного Лёвы Бронштейна, более известного как Троцкий. А так же то, что внутрипартийная схватка перешла в горячую фазу, был вскрыт военно-политический заговор с очень серьёзными последствиями для всей страны. Знатоки истории самого лидера «Ташкент» могут вспомнить свёрнутый в трубку лист картона, оставленный в маслянной магистрали, о чём писал в своих воспоминаниях В.Н. Ерошенко. А ещё весной 1939 года агонизировала республиканская Испания, которая вот-вот должна была пасть. Остаётся открытым вопрос о том, в какой мере рассматривалась нашим руководством возможность перехода республиканского флота в черноморские порты Советского Союза, но поскольку Муссолини выдвинул свои корабли в Тунисский пролив, однозначно такая возможность существовала и наши противники рассматривали её всерьёз. Кстати будет и вопрос: при каком раскладе республиканский флот мог пройти в Чёрное море? Конвенция Монтрё строго ограничивает количество и тоннаж кораблей нечерноморских стран, входящих в Чёрное море. Остаётся один вариант — республиканские корабли могли войти в Чёрное море только приняв юрисдикцию СССР и подняв советский флаг. Если на кораблях будет поднят советский флаг, а может даже флаг ВМФ СССР, то корабли Муссолини будут нервно курить в сторонке. Требовалось воспрепятствовать самой возможности прохода республиканских кораблей, идущих под советским военно-морским флагом, через проливы. Вот тут как нельзя кстати был бы дипломатический скандал с маскировкой «Ташкента» под «пассажира». Для этого как раз и подходила не маскировка, а профанация маскировки с натянутым между труб брезентом. А главное — незаявление по военно-дипломатическим каналам о проходе «Ташкента» через проливы. Командиру корабля В.Л. Владимирскому мог поступить краткий приказ - «для прохождения проливов, замаскировать корабль под пассажирский при помощи подручных средств». Его дело выполнять, а не рассуждать. И это была бы именно профанация маскировки, а не маскировка. Кто мог отдать такой приказ и попутно не заявлять о проходе «Ташкента» проливами? Нарком ВМФ. Кто у нас тогда занимал эту должность? М.П. Фриновский, человек Ежова. То, что и Ежов и Фриновский были участниками военного заговора все давно знают. И в общем тут пазлы сходятся — гипотетически эти люди могли устроить провакацию с целью препятствовать проходу проливами республиканского флота идущего под советским флагом (Ежов рассказал на следствии, как немцы его  в буквальном смысле взяли на бабе и завербовали). Пазлы не сходятся в другой цепи событий — республиканский флот ещё в марте ушёл в Бизерту, а в первых числах апреля франкисты перевели его в испанские порты. Фриновский был снят с должности наркома 6 апреля и только 29 апреля этот пост занял Н.Г. Кузнецов. Кстати, примерно в эти же дни сменился и командующий Черноморским флотом - новым комфлота стал Октярьский. Приёмный же акт по «Ташкенту» был подписан 19 апреля, а 23-го он отправился в Одессу. Но дело в том, что приказ о «маскировке» мог быть отдан раньше - например в феврале, когда Владимирский был назначен на должность командира корабля. ИО наркома скорее всего отправил туркам уведомление о прохождении корабля проливами, а вот отданый загодя приказ, о котором знал только Фриновский, могли и не отменить, и Владимирский его выполнил...

Вот такие пироги со скотятами. Любителям альтернативной истории, прекрасный сюжет для нового авантюрного романа — дарю.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ох уж этот Персано

    Как я заметил, итальянцы очень любят попенять адмиралу Персано, везде и во всём, и даже положительные стороны его деятельности переворачивают в укор…

  • Мал, мал штандарт!

    Замечательный эпизод из фильма "Россия молодая"! Обажаю Дмитрия Золотухина в роли Петра Великого. Впрочем, тогда ещё не Великого, а просто молодого…

  • Полтос

    Вчера стукнуло мне 50. Даже не знаю что сказать по этому поводу. Какого-то восторга не испытываю, но и поводов унывать тоже не вижу. 50-летие ни есть…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal

  • Ох уж этот Персано

    Как я заметил, итальянцы очень любят попенять адмиралу Персано, везде и во всём, и даже положительные стороны его деятельности переворачивают в укор…

  • Мал, мал штандарт!

    Замечательный эпизод из фильма "Россия молодая"! Обажаю Дмитрия Золотухина в роли Петра Великого. Впрочем, тогда ещё не Великого, а просто молодого…

  • Полтос

    Вчера стукнуло мне 50. Даже не знаю что сказать по этому поводу. Какого-то восторга не испытываю, но и поводов унывать тоже не вижу. 50-летие ни есть…