Evgeny_zelikov (evgeny_zelikov) wrote,
Evgeny_zelikov
evgeny_zelikov

Categories:

По страницам Storia Militare III - Лидер "Ташкент" часть 2

В этой части будут приложения и дополнения, а так же страницы журнала со статьёй. Предваряя вопросы по поводу чертежей «Ташкента» на развороте журнала, скажу, что это чертежи эскизного проекта, которые много где публиковались и давно гуляют в сети.


Лидер «Ташкент» - Основные характеристики
Верфь-строитель: O.T.O. - Ливорно
Заложен: 11 января 1937 г. - Спуск на воду: 21 ноября 1937 г. - Ввод в строй ВМФ: 6 мая 1939 г. Водоизмещение (т): стандартное 2 836; при нормальной нагрузке 3216; при полной нагрузке 4000.
Габаритные размеры (м): длина: 139,7 наибольшая; 133,3 между п/п, ширина макс. 13,7 осадка 3,98
Силовая установка: 4 водотрубных котла типа «Ярроу» и два турбозубчатых агрегата (производство O.T.O.); 2 вала.
Мощность: 110000 л.с. - Скорость: 42 узла (максимальные скорости на испытаниях см. в тексте)
Автономность: 4000 миль при 20 узлах; запас топлива: 1200 т нефти
Вооружение (окончательное - 1941 г.): 6 орудий 130/50 (2 х 3); 2 орудия 76,2 (2 х 1); 6 авт. 37/70 (1 x 6); 6 пул. 12,7 (1 х 6); 9 торпедных труб - 533 мм в трёхтрубных ТА (3 x 3); 1 бомбосбрасыватель глубинных бомб (информацию о первоначально установленном вооружении см. в тексте)
Экипаж: 250

Примечания
1) Переведены в класс эсминцев, вместе с тремя кораблями типа «Леоне», аналогичного размера, Королевским декретом №1483 от 5 сентября 1938 г.
2) По этому поводу см.: М. Брешиа, Эсминцы класса «Навигатори» (указ. цит. в библиографии) стр. 6 и последующие.
3) Класс «Могадор» также должен был состоять из шести единиц, но по различным экономическим и техническим причинам рекомендовали ограничить строительство только «Могадором» и «Вольтой».
4) На испытаниях и, следовательно, в особых условиях достраивающегося корабля и не полного водоизмещения «Фантаск» превысил 40 узлов, а «Могадор» и «Вольта» даже достигли 43.
5) Raboche-krestyanskii Krasnyi Flot (RKKF).
6) Линкоры: «Парижская Коммуна» (экс- «Севастополь»), «Октябрьская Революция» (экс- «Гангут») и «Марат» (экс- «Петропавловск»); крейсеры: «Червона Украина» (экс- «Адмирал Нахимов»), «Красный Крым» (экс-«Светлана») и «Красный Кавказ» (экс- «Адмирал Лазарев»).
7) По этому поводу см. Большое исследование Л. Зани, опубликованное в двух выпусках «Bollettino d’Archivio» USMM в 1994 - 1996 гг. (Указ. Цит. В библиографии).
8) В первой половине 30-х годов на итальянских верфях были построены похожие четыре «Гидры» для ВМС Греции и два «Адатепе» для ВМС Турции.
9) Водоизмещением от 11 500 до 15 000, и в некоторой степени вдохновленные проектами «Монтекукколи» («Киров») и «Зара» («Чапаев»), два класса крейсеров имели - соответственно - девять и двенадцать 180-мм орудий, в трёхорудийных башнях. Помощь, оказанная Ансальдо, не ограничивалась только этапом проектирования, но - в частности, для «Кирова» - были специально изготовлены силовая установка и другие компоненты конструкции.
10) Ленинград, Баку, Харьков, Минск, Москва и Тбилиси. Узбекистан является независимым государством с 1991 года.
11) Обстоятельство, использованное японской дипломатией, чтобы предотвратить возможность перехода «Ташкента» - после его завершения - в воды Тихого океана, даже дошло до того, что правительство Токио предложило покупку корабля.
12) При переходе из Ливорно в Одессу Ташкент был передан под командование капитана дальнего плавания Джузеппе Банкалари, в то время как старшим механиком был полковник корпуса корабельных инженеров (резерва) Вольпи . За всю «экспедицию» отвечал инж. Акилле Руже, директор O.T.O. Ливорно.
13) Это решение, хотя изначально подвергалось критике со стороны технических органов ВМФ СССР также ввиду определенных трудностей, возникающих при вводе в док, тем не менее оказалось успешным, гарантируя «Ташкенту» отличную реакцию на перекладку руля при резких поворотах, на большой скорости.
14) Центральная надстройка такой конфигурации уже присутствовала в нереализованных проектах «Усиленный Маэстрале» и позволяла поднять положение торпедных аппаратов на один уровень, улучшая их обслуживание в штормовом море. По этому поводу см.: Э. Баньяско и Э. Чернуски, «От «Усиленного Маэстрале» до «Команданти» (часть 1а), в «Сториа Милитаре», № 52 - январь 1998 г.
15) Вся оптика оборудования для управления стрельбой была произведена фирмой «Оффичине Галилео» во Флоренции.
16) Тоже это было продиктовано особыми техническими требованиями, связанными с небольшими размерами корабля и высокой мощностью силовой установки, «фронтальное» расположение воздухозаборника было особенно необычным, с точки зрения военно-морской архитектуры и применялось на практике только на борту «Ташкента».
17) См.: Усыскин А.К. «Лидер Ташкент» (см. в библиографии), с. 12.
18) По советским данным (которые инженер Усыскин использовал в своей статье, цитируемой в библиографии.), «Ташкент» вместо этого достиг 44,06 узла при водоизмещении 3269 тонн. Эта последняя цифра, однако, не кажется правильной, поскольку она относительно близка к нормальному водоизмещению корабля (рассчитывается как таковая с учетом вооружения и боеприпасов).
19) Советская сторона еще не была полностью уверена в результатах скоростных испытаний, проведенных в Италии. Однако сомнения на этот счет отпали, когда после передачи корабля ВМФ, идя вдоль берегов Крыма (к тому же на мелководье, а значит, непригодном для такого рода испытаний) «Ташкент» при мощности 116000 л.с. достиг невероятной скорости 45,3 узла.
20) В конце девяностых, после падения советского режима, российский флот снова принял царский военно-морской флаг с синим Андреевским крестом на белом фоне.
21) Некоторые источники утверждают, что на «Ташкент» также были установлены шесть 20-мм автоматов, но этот факт не подтверждается и маловероятен.
22) Двухорудийная установка изначально предназначалась для эсминца «Огневой», который так и остался незавершенным.
23) Катер входил в состав отделения надводных боевых кораблей, входящего в состав Черноморской Флотилии Мас Королевского флота.
24) В частности, водонепроницаемые переборки на 61,75, 89, 123 и 157 шпангоутах были повреждены, а корпус получил серьезные повреждения в районе шпангоута 78.
25) Это были экс-«Помпео Маньо» («Сан-Джорджо»), экс- «Джулио Германико» («Сан-Марко»), экс- «Сципионе Африкано» («Гишен») и бывший «Аттилио Реголо» («Шаторено»).

Фото
На заставке
«Ташкент» во время пробного выхода в районе Ливорно в декабре 1938 года. Корабль, который был поставлен в Советский Союз по контракту без вооружения, носил название как на корме, так и в носу, с обеих сторон (колл. Э. Баньяско).
«Ташкент» сфотографирован с гидросамолета морской разведки у Лигурийского побережья 14 марта 1939 года во время испытаний на полный ход, в ходе которых он достиг скорости 44,5 узла (колл. Э. Баньяско).
«Ташкент» пришвартован к бочке в базе Севастополь в Крыму, вероятно, в 1940 году. Основное вооружение - это то, что было установлено по прибытии в Советский Союз, и состоит из трех орудий Б-13 модели 130/50. в одиночных щитовых установках (Е. Целиков).
1940 г .: фрагмент блока мостика и дымовой трубы «Ташкента». Очевидны аэродинамические и элегантные линии всего комплекса; воздухозаборник под окнами ходовой рубки - воздухозаборник вентиляторов первого котельного отделения (Е. Целиков).
Одноорудийные щитовые установки 130/50 орудий модели Б-13 изначально установленных на «Ташкент». По оригинальному техническому чертежу 1940 г. (из Н.Н. Афонин, «Лидер Ташкент», см. библиографию).
«Ташкент» на снимке в новой конфигурации вооружения, установленной в конце лета 1941 г. (колл. А. Молинари).
Слева.
Техническая схема размещения на борту двухорудийной башни типа Б-2-ЛМ модели 130/50 (от Н. Н. Афонин, «Лидер Ташкент», см. библиографию).
Поперечный разрез двухорудийной установки Б-2-ЛМ модели 130/50, который составлял основное артиллерийское вооружение «Ташкента» после перевооружения лета 1941 г. (Страница руководства ВМФ 1941 г., приведено в H.H. Афонин, «Лидер Ташкент», см. библиографию).
План шпангоутов «Ташкента» (верфь Ливорно, восстановленный Дж. Басси; Associazione Navimodellisti Bolognesi предоставлен Джино Кези).
Слева
«Ташкент» на боевом задании, со льдом и снегом на борту, 1 ноября 1941 г. (Е. Целиков).
Черное море, 2 марта 1942 г. Капитан фрегата В. Н. Ерошенко, первый и единственный командир «Ташкента», во время осмотра передней башни 130/50 (Е. Целиков).
Плавание «Ташкента», в штормовом море, конец 1941 г. (Е. Целиков).
«Ташкент» маневрирует в черноморском порту в 1941-1942 гг. На снимке корабль уже с окончательным артиллерийским вооружением, состоящим из трех двухорудийных башен 130/50. «Ташкент» был известен среди экипажей ВМФ СССР под прозвищем «голубой крейсер» из-за более светлого серого цвета (похожего на цвет тогдашних итальянских кораблей) и характеризовался голубоватыми тонами по сравнению с другими советскими коралями того времени (Е. Целиков)
«Ташкент» у причала, вероятно, в Новороссийске, осень 1941 года. На переднем плане подводная лодка Щ-214. Эта лодка, или аналогичная ей Щ-213, будет потоплена 15 июня 1942 года итальянской «карманной» подводной лодкой CU3 (Е. Целиков).
Новороссийск, конец весны 1942 года. Солдаты Красной Армии грузятся на «Ташкент», на борту которого отправятся в Севастополь (Е. Целиков).
Внизу слева.
Севастополь, июнь 1942 года. Погрузка раненых, эвакуируемых и сменных войск на борт «Ташкента» (Е. Целиков).
На предыдущей странице, внизу справа.
Между Севастополем и Новороссийском, утром 27 июня 1942 года. Эсминец «Сообразительный» проходит мимо носа «Ташкента», серьезно поврежденного во время немецкой бомбардировки прошлой ночью, прежде чем подойти бортом к нему, чтобы погрузить часть из 3500 раненых и перемещенных лиц, эвакуированных из Севастополя и находящихся на лидере. Следует отметить, что палуба полубака «Ташкента» из-за значительного количества воды в носовой части, находится почти на уровне поверхности моря (Е. Целиков).
Слева.
Севастополь, весна 1942 года. 130-мм кормовые артиллерийские установки «Ташкента» ведут огонь по немецким войскам, окружающим город (Е. Целиков).
Новороссийск, весна 1942 года. Погрузка боеприпасов на борт «Ташкента» перед выходом в осажденный Севастополь (Е. Целиков).
Подводная лодка Д-4 маневрирует подходя к «Ташкенту», вероятно, в Новороссийске, в конце весны 1942 года (Е. Целиков).
Фотография затонувшего «Ташкента» в Новороссийске, сделанная в середине июля 1942 г. (Е. Целиков).
Слева.
«Ташкент», затонувший в Новороссийске в результате налета немецкой авиации 2 июля 1942 года, с фото прессы того времени (Е. Целиков).
Выгрузка 130-мм артиллерийских орудий с «Ташкента» для использования при обороне плацдарма Новороссийска во время немецкой осады в конце лета 1942 г. (Е. Целиков).
Новороссийск, конец лета 1944 года. Начинается буксировка затонувшего «Ташкента» в сторону Николаева, где лидер будет разобран. Серьезные повреждения конструкции, нанесенные двумя годами ранее, не позволили его восстановить (Е. Целиков).




















Tags: ВМФ СССР, По страницам Storia Militare
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Посмотрели "Девятаев"

    Сестра пристала: «Давай съездим в кинотеатр, посмотрим?» Согласился, съездили. Что могу сказать? Фильм можно разделить на две…

  • Прикладная мониторометрия. Отечественная.

    Удумалось мне привести к единому масштабу отечественные мониторы. Получилось интересно - я не думал, что будет такая разница в размерах. Персоналии…

  • Песня итальянских партизан бля...

    "Фискья иль венто" - "ветер дует" - сейчас известна как "песня итальянских партизан". Вы поймёте, что это, с первых строк, но они-то уверены, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments