Evgeny_zelikov (evgeny_zelikov) wrote,
Evgeny_zelikov
evgeny_zelikov

Categories:

По страницам Storia Militare IV - Корабли побеждённых

Дорогие друзья, представляю Вам следующий перевод из журнала Storia Militare - статьи из апрельского номера за 1995 год, за авторством Акилле Растелли — LE NAVI DEGLI SCONFITTI — корабли побеждённых, кратко расказывающую о трофейных австрийских и немецких кораблях в составе итальянского флота. Автор известный, но не обошлось без ошибок и ляпов. В одном месте он перепутал «Эльбинг» и «Пиллау», в другом месте пишет, что большие немецкие эсминцы типа B, это де руссие эсминцы строившиеся на германских верфях и конфискованные немцами. Как и ранее ошибки автора я не исправляю. Сразу скажу, что самая ценная вещь этой статьи - таблица на стр22. Её я постарался увеличить и сделать более-менее читабельной, т.к. статья мною потянута из сети и размер сканов оставляет желать лучшего.

КОРАБЛИ ПОБЕЖДЁННЫХ

Немецкие и австро-венгерские корабли доставшиеся Реджиа Марина после Великой войны

АКИЛЛЕ РАСТЕЛЛИ

Завершение конфликта между Австро-Венгрией и Италией началось с перемирия, подписанного 3 ноября 1918 года представителями двух армий. Этот документ олицетворял соой не только прекращение военных действий, но также и некролог империи в условиях полного распада, с различными этническими группами, которые оставляли ее в центробежном бегстве.

Другие вековые империи распались или подошли к концу: Российская, Немецкая и Турецкая, каждая по-своему, но все из-за Великой войны. Перемирие предусматривало, среди прочего, некоторые подробные инструкции относительно боевых кораблей бывшей империи: предусматривалось сосредоточение всех единиц в нескольких военно-морских базах, без вооружения и в распоряжении победителей. Однако должны были быть немедленно переданы (Италии) 15 подводных лодок, построенных в 1910 - 1918 годах, а также различные другие корабли, а именно три линкора, три легких крейсера, девять эсминцев, двенадцать миноносцев, минный заградитель и шесть дунайских мониторов. В прилагаемом протоколе указывались корабли, которые должны быть доставлены в Венецию: - линкоры: «Тегеттгоф», «Принц Ойген», «Фердинанд Макс» - крейсера: «Сайда», «Новара», «Гельголанд» - эсминцы: девять недавно построенных единиц типа «Татра» - двенадцать миноносцев 200-тонного типа - вышеупомянутые 15 подводных лодок постройки 1910-1918 годов. Однако трудности с передачей кораблей возникли немедленно: австрийский флот поднял флаг южно-славянского союза, и моряки, ранее служившие в имперском флоте, во главе с адмиралом Кохом заявили, что корабли теперь являются югославскими, следовательно, являются собственностью Сербии и, следовательно союзными. Это был дешевый трюк, но он нашел заинтересованную поддержку прежде всего со стороны французов; фактически, в Париже было принято решение перевести корабли на Корфу, а не в Венецию, следовательно, под контроль Франции. Адмирал Паоло Таон ди Ревель, однако, решил действовать решительно, чтобы предотвратить любые попытки союзников вывести вражеские корабли из-под контроля Италии: Королевский флот сражался с ними четыре года, и поэтому, как он рассуждал, они были нашей военной добычей в полной мере. Контакты состоялись 3 ноября у побережья Сан-Джованни-ин-Пелаго на миноносце 56 AS между командиром Алессандро Чиано и некоторыми делегатами флота в Поле: они утверждали, что суда, находящиеся под контролем Хорватского национального совета в Загребе, не могли двигаться ни при каких обстоятельствах, потому что все австрийские и венгерские моряки сошли на берег, а экипажи сократились и были дезорганизованы. Воспользовавшись этой вынужденной неподвижностью австро-венгерских (или югославских) кораблей, адмиралу Умберто Каньи было поручено организовать военно-морскую экспедицию, чтобы немедленно захватить арсенал Полы. Эскадра, отвечающая за выполнение задания (флагман линкор «Сент Бон», четыре эсминца, восемь миноносцев, буксир и дивизион MAS) вышла утром 5 ноября из Венеции и, пройдя по проходам между минными полями, обозначенными бывшим противником, достигла Пола во второй половине дня. Итальянские корабли прибыли во враждебную обстановку, как из-за прошедшей войны, так и из-за политической ситуации в данный момент, но без реакции, в том числе потому, что в арсенале были беспорядки, спровоцированные революционными элементами большевистского толка. После переговоров, продолжавшихся несколько дней, адмирал Каньи сумел взять ситуацию под контроль, удалив ближайшие местные пансербские элементы из Полы, во главе с адмиралом Кохом, и постепенно завладев кораблями, складами австро-венгерского флота и всеми остальными военными объектами, в том числе верфью Скольо Уливи. Через несколько дней, 16 декабря 1918 г., завершил свою работу Межсоюзный военно-морской совет - орган, который до этого момента единогласно координировал военно-морскую деятельность держав-победительниц и 8 января 1919 года в Версале началась мирная конференция, подписавшая мир с Германией 10 сентября 1919 года; в этот же день в Сен-Жермене был подписан мир с Австрией. Оба этих договора санкционировали разделение флотов побежденных империй между победителями, но Италии уже удалось перевести несколько австро-венгерских кораблей в Венецию благодаря соглашению с союзниками. Прибытие их, назначенное на 22 марта 1919 года, в годовщину провозглашения Венецианской республики в 1848 году, было перенесено на 24 марта из-за шторма. Корабли ведомые итальянскими экипажами прибыли в бассейн Сан-Марко среди ликования венецианцев, которые благодаря великолепному представлению, проведенному Реджиа Мариной, смогли увидеть и потрогать «трофеи побежденных». Это были линкоры «Тегетгоф» и «Франц Фердинанд», легкий крейсер «Адмирал Шпаун» несколько эсминцев и миноносцев, и четыре подводные лодки (U 40, U 20, U 5 и U 41). Однако не все эти корабли остались в руках Италии: согласно мирному договору, одни корабли поступили на службу в Реджиа Марина (см. Таблицу на стр. 22), а некоторые из них были переданы другим странам. Кроме того, некоторые немецкие корабли Кайзерлишемарине были переданы Италии на основании мирного договора (таблица на стр. 22); в то время как турецкий флот не был взят победителями, так как это были слишком старые и изношенные корабли. Флот, который принадлежал Российской империи царей, имел авантюрную судьбу: после непродолжительного периода под контролем союзников в 1918 году, когда один эсминец поднял итальянский флаг, он был возвращен контрреволюционным силам и после их окончательного поражения в 1920 г. корабли были интернированы французами в Бизерте. Как видно из таблицы на стр. 22 многие корабли, предназначенные для Италии, не поступили на вооружение в Реджиа Марина, а были разобраны сразу после окончания конфликта.

Линкоры

Италии был передан линкор «Тегетгоф» и три корабля типа «Радецкий». Первый был одним из четырех австрийских дредноутов: два из них, «Сент Иштван» и «Вирибус Унитис», были потоплены во время войны, а другой, «Принц Ойген», был передан Франции. Остальные три относились к «додредноутам» (основное вооружение состояло из четырех орудий 305/45 и 12 150/50), эквивалентных нашим линкорам класса «Витторио Эмануэле». И «Тегетгоф», и последние [додредноуты] были хорошими кораблями, возрастом несколько лет, хотя тип «Радецкий» к настоящему времени устарели как класс корабля и во время войны вели ограниченную активность, как и все основные корабли австро-венгерского флота. Итальянский Королевский флот хотел бы ввести в строй «Тегетгоф» и хотя бы один из трех типа «Радецкий» в качестве частичной компенсации потерь, понесенных во время войны: линкоров «Леонардо да Винчи», «Бенедетто Брин» и «Реджина Маргарита». Мирные договоры и соглашения о разоружении военно-морского флота не допустили этого, и поэтому все они были разобраны в 1921 и 1922 годах.

Италии также был передан старый броненосец «Марс» (бывший «Тегетгоф»), он использовался австро-венгерским флотом в качестве учебного корабля, но не использовался [итальянским] флотом и был разобран в 1924/25 годах. На итальянских верфях для разборки также оказались семь линкоров, переданных по мирному договору Англии (см. Примечание к таблице на стр. 22).

Крейсера

Восемь крейсеров, предназначенных для Англии, были разобраны в Италии, но еще пять, два бывших австрийских и три бывших немецких, вступили в строй Итальянского флота.

Бриндизи и Венеция

Это были два скаута, соответственно, «Гельголанд» и «Сайда» (третий корабль, «Новара», был передан Франции и получил название «Тионвиль»). Это были корабли с хорошими мореходными качествами, но с вооружением, состоящим из 100/47 орудий, следовательно, меньшего калибра, чем у аналогичных коралей других военно-морских сил. Кроме того, они имели малую абитаемость, поскольку были предназначены для краткосрочных вояжей в Адриатике; следовательно, их главный недостаток - ограниченная автономность. Несмотря на это, они вели деятельную активность в Реджиа Марине, часто выполняя задания в колониях. Оба они были исключены из состава флота и разобраны в 1937 году.

Анкона

Это был легкий крейсер «Грауденц», систершип «Регенсбурга», переданного Франции и переименованного в «Страсбург». Он имел полное водоизмещение 6382 тонны и вооружение из семи 150/45 орудий (в Италии 149/43), двух 88/45 орудий, четырех 500-мм торпедных аппаратов и мог нести 120 мин. Во время службы в Кайзермарине у него была активная служба, которая внезапно прекратилась 12 апреля 1916 года после подрыва на мине. Ему удалось вернуться на базу, но он больше не вернулся в строй до конца войны. Переданный Италии, он претерпел некоторые изменения, в том числе перевод четырех из двенадцати котлов с угля на мазут (два уже использовали это топливо). В 1928/29 году он был модифицирован для экспериментальной установки пороховой катапульты типа «Магальди»; затем был построен фальшивый нос, который значительно выступал вперед на полубаке. Он имел обычную службу при эскадре, пока он не был исключен и разобран в 1937.

Таранто

Это был немецкий крейсер «Страссбург», принадлежавший к классу из четырех единиц, два из которых погибли во время войны, а другой, крейсер «Штральзунд», был передан Франции и стал «Мюльгауз». Это был хороший корабль, построенный в 1912 году, с основным вооружением из семи орудий 150/45 (в Италии 149/43). Он вел активную службу до 1936 года, когда был модернизирован в ходе длительных работ; основная модификация заключалась в уменьшении количества котлов с 16 до 14, с удалением одной из четырех дымовых труб. В начале Второй мировой войны Таранто находился в Бриндизи; после постановки минных заграждений он вошел в состав Специальных военно-морских сил, став их флагманом на несколько месяцев. Он всегда был частью этого соединения, оставаясь дислоцированным между Ливорно и Ла Специей, где после перемирия 8 сентября 1943 года он был захвачен немцами, которые использовали его в качестве учебного корабля для десантников (incursori). Он был окончательно потоплен в 1944 году во время авианалета на Ла Специю.

Бари

Этот крейсер был построен на судостроительной верфи Шихау в Данциге вместе с систершипом для России. Крещеный как «Муравьев Амурский» (назван в честь казака Муравьева, покорителя Приамурья), он был реквизирован Германией в августе 1914 года, во время строительства и переименован в «Пиллау», в то время как его систершип стал «Эльбингом», впоследствии погиб во время Ютландской битвы. В конце войны «Эльбинг» был передан Италии, которая окрестила его в «Бари», подвергнув его нескольким доработкам перед принятием в состав флота. «Бари» имел водоизмещение 5252 тонны при полной нагрузке и имел вооружение из восьми орудий 150/45 (149/43 в Италии), трех орудий 76/40 и возможность нести 120 мин. В 1934 году он был подвергнут другим, более радикальным изменениям, чтобы превратить его в колониальный крейсер: шесть угольных котлов были ликвидированы, и осталось только четыре нефтяных котла, запасы топлива и питьевой воды были увеличены, что дало ему большую автономность, даже если скорость снизилась на несколько узлов. Незадолго до Второй мировой войны зенитное вооружение было усилено, и на 1943 год был запланирован еще один цикл работ с установкой 65/64 или 90/50 орудий, хотя целесообразность этих работ, которые никогда не проводились, была сомнительной. «Бари» долгое время состоял в эскадре, до 1934 года, а после модернизации был отправлен в Эритрею, где оставался флагманом до 1938 года. Вернувшись в Италию и подвергнувшись другим ремонтным работам, в начале войны он был назначен в состав Специальных военно-морских сил и был в их составе до тех пор, пока в январе 1943 года они не были расформированы. 28 июня 1943 г. он был серьезно повреждён во время налета на Ливорно; корабль с креном в 80 °, затонул в промышленном порту.

Эсминцы типа «Татра»

Бывшие австрийские корабли. Италии были переданы 15 единиц, но восемь были исключены в 1920 году, так как они были слишком стары и изношены военными действиями (см. Таблицу на стр. 22). Семь единиц типа «Татра», самых современных в австро-венгерском флоте, вступили в состав Реджиа Марина. Их водоизмещение составляло 890 тонн, на вооружении стояли две пушки 100/47 Sk и шесть 70 Sk (позже замененные в Реджиа Марина на шесть 66/47 Sk). Это были более лучше вооруженные корабли, чем современные им итальянские эсминцы, учитывая также то, что у них было четыре 533-мм торпедных аппарата в продольной оси корабля, в отличие от итальянских кораблей, у которых все еще были 450-мм торпеды; более того, это были более современные корабли с точки зрения конструкции, хотя и несколько сложные в эксплуатации, особенно что касается силовой установки, имевшей немалую мощность. Они были переименованы в «Фазана», «Зенсон», «Муджа», «Кортеллаццо», «Градо», «Пола» и «Монфальконе». Однако два корабля, «Зенсон» и «Фазана», находились в плохом состоянии и поэтому были исключены в 1923 году. «Пола» в 1929 году был переименован в «Зенсон», во время постройки одноименного тяжелого крейсера. Эти пять кораблей служили преимущественно для обучения или в колониях; следует отметить отправку «Муджи» в распоряжение Верховного морского командования на Дальнем Востоке. Во время этой службы 25 марта 1929 года «Муджа» села на мель на Фигнер Рок, и из-за большой течи корабль затонул. Остальные четыре единицы были списаны между 1937 и 1939 годами.

Ардиментозо

Это был немецкий S 63, который вступил в строй в 1914 году и был передан Италии в 1920 году. Он имел водоизмещение при полной загрузке 1197 тонн и значительное вооружение, состоящее из трех орудий 100/47 и четырех 500-мм торпедных аппаратов, позднее замененных в Реджиа Марина на 450-мм аппараты. По прибытии в Италию он претерпел обширные работы по реконструкции, которые длились пять лет. На испытаниях в 1926 году он развивал всего 25 узлов, так как силовая установка была слишком изношена долгой военной службой.

С течением времени эксплуатационные показатели резко снизились, и «Ардиментозо» было предназначено играть второстепенные роли, пока в 1939 году он не ыл исключён.

Чезаре Россарол

Первоначально это был немецкий B 97, довольно крупный корабль (1774 тонны с полной загрузкой) с основным вооружением, состоящим из четырех орудий 105/45 и шести 500-мм торпедных аппаратов. После приёма Реджиа Мариной он подвергся серьезным работам, которые, среди прочего, привели к модернизации с заменой основного вооружения на три орудия 120/45 и два орудия 76/40. В 1931 году 500-мм торпедные аппараты были заменены 450 мм аппаратами. Первоначально B 97 принадлежал к группе кораблей, заказанных Россией и реквизированных Германией в начале войны. На испытаниях, проведенных в Германии, он достиг 36 узлов, а после ремонта в Италии - всего 26,3 узла. Служба в Реджиа Марина была также затруднена из-за отсутствия оригинальных запчастей, что со временем ухудшило его эффективность. На службу корабль поступил в 1924 году и служил до 1939 года, года своего исключения. До 1927 года он входил в состав эскадры, затем - в резерв при департаменте, а по окончании своей службы использовался как экспериментальная единица для испытаний техники и вооружения.

Премуда

Немецкий эсминец V 116 был передан Италии в качестве военного трофея и стал скаутом (esploratore) «Премуда». Изначально он был, если более точно, большой лидер флотилии, водоизмещением 2555 тонн с полной нагрузкой и с мощным вооружением из четырех орудий 149/42, двух автоматов 40/39 и четырех торпедных аппаратов. Однако это был корабль, построенный между 1916 и 1918 годами, который пострадал от «тягот войны»: корпус был сделан из железа, а электрическая система имела картонную изоляцию. Также у него был чрезмерный расход топлива и, как следствие, ограниченная дальность плавания. Несмотря на эти ограничения, он имел приличную активность, также участвуя в выполнении сложных задач, таких как поддержка наших соотечественников, когда Смирна была захвачена турками в 1923 году и через несколько месяцев, участвовал в оккупации Корфу. Его исключение пришло в 1939 году, после двух лет нахождения выведенным из кампании.

Миноносцы

Австро-венгерский флот имел на вооружении значительное количество миноносцев, но, хотя многие из них были переданы Италии, ни один из них не вступил в строй Реджиа Марина и почти все они были разораны в первые годы после окончания войны. Только семь единиц, миноносцы 22, 24, 25, 32, 29, TB 8 и TB 7, были переданы Финансовой Гвардии, которая использовала их для службы в Триестском заливе до 1925 года с краткими заходами в другие порты Адриатики. Они оставались на службе всего несколько лет и в 1925 году были исключены.

Подводные лодки

Италии ыли переданы 21 австро-венгерская подводная лодка и девять немецких: после использования некоторых из них в пропагандистских целях, заставляя их обходить порты полуострова, чтобы показать гражданам захваченных «монстров», Реджиа Марина не ввела их в строй, а отправила их всех на разборку, в отличие от того, что сделала Франция, которая несколько лет держала несколько бывших «немок» в строю флота.

Малые корабли

И здесь, Реджиа Марина, имея в своем распоряжении многочисленные такие корабли, не ввела ни один в строй флота: все канонерские лодки были разобраны, шесть торпедных катеров типа "Gleitboot", обнаруженных в Поле на разных этапах строительства, не были достроены и только один Небольшая моторная канонерка MB 107 поступила на вооружение Финансовой Гвардии.

Тральщики и минные заградители

Немногочисленные корабли этих классов Реджиа Марина получила от бывших врагов: три еще строящихся минных заградителя прибыли от австрийцев, получивших названия «Альбона», «Лаурана» и «Ровиньо», и 12 прибрежных тральщиков типа Т 53, которые, однако, использовались в качестве портовых буксиров. Два тральщика были получены от флота Германии, но, тем не менее, использовались Реджиа Мариной в качестве минных заградителей: первоначально они получили названия «Абастро» и «Метео», затем сменили названия на «Кротоне» и «Виесте».

Вспомогательные суда

Было много кораблей этой категории, которые вступили в строй Реджиа Марина, достаточно упомянуть среди основных транспортов «Пола» и «Теодо», которые стали «Пиаттона» и «Барбами», «Весту» переименовали в «Марте», бывший торпедный авизо «Луссино» стал кораблем-базой подводных лодок «Сорренто», а яхта «Таурус», стала «Марекиаро», а затем «Аурора». Однако некоторые вспомогательные суда, не были приняты Королевским флотом, а были переданы генуэзской судоходной компании Гарибальди Кооперативе, которая работала под контролем морского министерства. И давайте вспомним это как диковинку, то, что Реджиа Марина также были переданы многочисленные понтоны и старые вспомогательные корабли, которые были не чем иным, как старыми военными кораблями, такими как «Вулкан» (бывший броненосец «Принц Ойген»), броненосец «Кустоца» и винтовой фрегат «Шварценберг» и «Фауерспиер» ( бывший броненосец «Эрцгерцог Альбрехт»), ставший казармой подплава «Буттафуоко», много лет пришвартованный в порту Таранто и исключённый после Второй мировой войны.

Гражданские суда

Последняя категория - это торговые суда. В начале конфликта 68 немецких и австро-венгерских торговых судов были интернированы в Италии и, впоследствии реквизированы, переданы в управление Государственным железным дорогам или некоторым министерствам: например, Реджиа Марина получила 14 судов (1). Из этих 68 кораблей 31 погиб во время войны, а оставшиеся были проданы или списаны в конце войны. Однако два из этих кораблей, немецкие торговые суда «Амальфи» и «Марсала», вошли в состав Реджиа Марина и стали соответственно транспортами «Керсо» и «Луссин».

Из этого краткого обзора бывших вражеских кораблей, вошедших в состав Королевского флота, можно сделать вывод, что их число намного превысило потери, понесенные во время войны, и что в некоторых случаях они были качественно превосходящими корабли национальной постройки, как в случае с легкими крейсерами и подводными лодками. Однако итальянское военно-морское руководство не смогло воспользоваться этим притоком военно-морских технологий, в какой-то степени явно новых: артиллерия «Шкоды», например, была хорошего качества, а подводные лодки, особенно немецкие, следовало подвергнуть тщательному изучению, а не уничтожать почти сразу. В конце концов, в качестве положительной оценки можно сказать, что введение в строй бывших австрийских линкоров было бы бесполезной тратой денег, а увеличение числа вспомогательных кораблей было заметным улучшением для Реджиа Марина, до сих пор не имевшей таких средств, особенно портовых. Если [трофейные] корабли по большей части не дожили до Второй мировой войны, то многие артиллерийские орудия флота, особенно береговые, в те годы все еще имели происхождение с исчезнувшего флота Австрийской Империи.

Примечания

1) Пароходы «Асти», «Ардито», «Акуилейя», «Арнальдо Шиндими», «Федерико Конфалоньери», «Фрателли Бандиера», «Джероламо Уллоа», «Хеммерсберг», «Лучано Манара», «Падуя», «Пезаро», «Пьетро Кальви», «Куамаро».

Фото

Арсенал Полы в начале 1920-х годов все еще был забит австрийскими миноносцами, подлежащими разборке. В центре крейсер «Куарто».

Линкор «Франц Фердинанд» в марте 1919 года только что прибыл в Венецию.

Внизу: этот же корабль на разборке в 1922 году.

Крейсер «Адмирал Шпаун» в Венеции в 1919 году.

Крейсер «Венеция» (ранее «Сайда») вскоре после его ввода в строй.

Крейсер «Бриндизи» в Анконе в 1920-е годы.

Слева по часовой стрелке:

- крейсер «Таранто» (бывший «Страсбург»)

- крейсер «Анкона» (бывший «Грауденц») с удлиненной носовой частью для установки экспериментальной катапульты

- крейсер «Бари» (бывший «Пиллау») в Венеции до модернизации

- «Бари», после модернизации, на якоре в Массауа 7 мая 1936 г.

эсплораторе «Премуда» (вверху)

эсплораторе «Чезаре Россарол в заливе Специи

минный заградитель «Кротоне» (кол. Э Баньяско)

Слева вверху - «Кортеллаццо» в Анконе; внизу слева «Муджа» в Шанхае незадолго до своей гибели. Справа: «Монфальконе» в ряду с другими эсминцами в 1930-е годы. (Фото А. Кальциньи)

Бывшие миноносцы 32S (слева) и TB 7 (справа) в составе Финансовой Гвардии в Триесте

Подводная лодка U 120 в Генуе в 1919 году (слева) и U28 в Венеции в марте 1919 года (справа).

Вверху: слева и справа - эсминец «Ардиментозо» и заградитель «Лаурана»; внизу: корабль-база «Сорренто» (слева) и транспортный корабль «Черсо» (справа)

Плавучая казарма «Буттафуоко» в Таранто в 1940-х годах, в конце своей долгой жизни.

Транспорт «Сан-Джусто» (слева) несколько лет эксплуатировался в Реджиа марина и угольный корабль «Фианова» (справа).

Вверху: транспортный корабль «Луссино» выходит из Таранто. Внизу: линкор «Тегетгоф» на разборке в Специи.

Бибилиография

Aldo Fraccaroli. “Italian war shipi of world war I„ Londra, lan Allan 1970.

Franco Bargoni, Tutte le navi militari d'Italia. Roma, Usmm. 1987.

Erich Groner. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945. Band I e II, Monaco, Iehmanns, 1908

Silvio Salza, fa Marina italiana nella Grande Guerra, voi,VIII, Firenze, Vallecchi, 1940.

René Greger. Austro-hungarian warships ni World War I, Londra, lan Allan, 1976.

Ottorino Fioroni, Il servizio postale nella Marina Militare 1892-1920. Roma, Usmm.

Giorgio Giorgerini e Augusto Nani, Cli incrociatori italiani 1861-I964, 1964. Roma, Usmm. 1964.

AA.VV., I cacciatorpediniere italiani 1900-1966, Roma, Usmm. 1966.

Franco Bargoni, Esploratori fregato corvette od avvisi italiani 1861-1968. Roma. Usmm, 1969.

Karl Cogg, Oesterreich is Kriegsmarine 1848-1918. Salisburgo/Stoccarda, Bergland-Buch. 1967.

Franz F. Bilzer, Die Torpedoboote dei k.u.k. Kriegsmarine von 1875-1918. Graz, H.Weishaupt. 1984.

Franz F. Bilzer, Die torpedoboote und Zerstoerer der k.u.k. Kriegsmarine 1887-1918. Graz. H.Weishaupt, 1990.

aa.vv., S.M.Untersee-boote. Das k.u.k.Untersee-booteswesen 1907-1918. Graz. H.Weishaupt. 1986.

Wladimir Aichelburg, Die Unterseeboote oesterreich-ungarns, Graz, Band. Akademische Druck, 1981.













Tags: По страницам Storia Militare
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Посмотрели "Девятаев"

    Сестра пристала: «Давай съездим в кинотеатр, посмотрим?» Согласился, съездили. Что могу сказать? Фильм можно разделить на две…

  • Прикладная мониторометрия. Отечественная.

    Удумалось мне привести к единому масштабу отечественные мониторы. Получилось интересно - я не думал, что будет такая разница в размерах. Персоналии…

  • Песня итальянских партизан бля...

    "Фискья иль венто" - "ветер дует" - сейчас известна как "песня итальянских партизан". Вы поймёте, что это, с первых строк, но они-то уверены, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments