Названия каких кораблей написаны на здании океанографического музея в Монако?

Когда я писал статью про "Мадженту" озадачился вопросом - нет ли его имени на здании океанографического музея в Монако? Помню, что нашёл по фотографиям и прочитал все названия кроме одного, которое было очень трудно увидеть. Всего названий 20. Со стороны моря названий нет — их там не прочитать.





Немного о пользе чтения классики

Недавно разбирая некоторые домашние залежи наткнулся на старую книженцию 1985 года, издававшейся в те благословенные времена серии КС - классики и современники - Анатоль Франс - "Остров Пингвинов". Чья это книга я не знаю, но поскольку моя благоверная ни разу не читатель, то скорее всего она либо ныне покойной мамы, либо какой-то из старших сестёр. Мой покойный родитель не был любителем беллетристики и я пошёл в него, предпочитая публицистику или мемуары, но решил почитать на досуге. И чтобы вы думали я нашёл под обложкой?! Ничто иное как ПАРОДИЮ НА ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ!!!! Такого оборота я не ожидал и увлёкся чтением. 

Вот некоторые зело интересные выдержки из книги:

Collapse )

"Андреевский флаг над барханами"

Купил и прочитал Ю.Ф.Каторина "Андреевский флаг над барханами".
Скажу, что давно ни чего настолько интересного по отечественной
истории не читал! Очень рекомендую! Формат конечно эконом-класса, ну, что поделать, такова нынешняя селяви. 207 страниц с очень интересным описанием освоения русскими Аральского моря и рек Аму-Дарья и Сыр-Дарья, а так же участия морской команды в Ахал-Текинском походе русской армии и взятии крепости Геок-Тепе. Из недостатков (редакторского характера) могу назвать только то, что характеристики судов даются прямо в тексте, а не вынесены в таблицы или приложения. Остальное вполне на уровне и читается очень и очень интересно. Для меня всё что описывается в книге — неизвестная страница отечественной истории и истории Русского флота.

На закрытие МорКампы

Печальное известие озвучил Сергей Патянин. 

https://sergiovillaggio.livejournal.com/655957.html

В след за АрсеКолой почила и МорКампа. Чтобы не говорил главный редактор о неком сборнике под эгидой "Яузы" всё это уже не то. Совсем не то. Искренне жаль. Тем более жаль, что я задумал цикл статей по истории итальянского флота, реализовать который я как раз и собирался в этих изданиях. Реализовать получилось только "Аффондаторе" (с него собственно всё и началось), "Мадженту" и "Эвридику". Ещё один материал, как я надеюсь, выйдет в этом году , но это уже лебединая песня. А что и как дальше одному Господу ведомо. Некоторые из задуманных материалов уже начаты, по другим шёл активный сбор материалов. Смысл был в том, чтобы читатель их нашел под обложкой одного издания, как и положено циклу статей.  А теперь я даже в некоторой прострации от всего произошедшего...

Бортовой журнал

Наверное так можно перевести название этой итальянской книги — Diario di Bordo 1914-1918. Хорошая в целом книженция, но с одним существенным недостатком — в ней нет списка упоминаемых кораблей, что очень неудобно.
Я взялся исправить этот недостаток и управился довольно оперативно — менее чем за месяц перелопатил 263 стр текста. Для облегчения работы я выписывал названия только итальянских боевых кораблей, опуская при этом австрияков и союзников, ну и всякие гражданские пароходы тоже. Почему? Да потому интересуюсь я итальянцами, а по австрийцам есть ихние книги и по союзникам тоже.
В этой связи нарисовалась интересная статистика — какие корабли, сколько раз упоминаются в книге. Исходя из этого можно судить об активности того или иного корабля во время этой вялотекущей войны. Как и следовало ожидать, впереди всех оказались эсминцы, в аутсайдерах линкоры.
Итак, вот они самые часто упоминаемые корабли: «Alpino» упомянут на 15 страницах, «Ardente» на 16 страницах, «Ardito» на 17. С ними ноздря в ноздрю идут «Giuseppe Missori» (на 15 страницах), «Giuseppe Cesare Abba» (на 16 страницах) и «Fancesco Nullo» (упомянут на 17 страницах)  Но самый рекордсмен, с большим отрывом, это «Zeffiro» - он упомянут аж на 22 страницах!
Из крейсеров, как ни странно, чаще всех упоминался колониальный крейсер «Calabria» — на 15 страницах! Для сравнения, довольно активно действовавший скаут «Quarto», упоминается только на 12 страницах, а его «одноклассники» «Marsala» и «Bixio» всего на 7 страницах каждый. Из старичков относительно часто упоминается «Piemonte» (на 11 страницах), «Liguria» (на 8 страницах) и как ни странно «Libia» (на 9!). Относительно часто фигурирует в тексте гидроавиатранспорт «Europa» — на 10 страницах. Почему я пишу на скольки страницах упомянут тот или иной корабль, а ни сколько раз? Потому, что на одних страницах может быть всего 1 упоминание, а на других несколько. Я же выписывал только номера страниц, что и требуется для такого списка.

https://www.nonsolostoria.it/marina/5332-diario-di-bordo-1914-1918-9788899642037.html


Интересное происшествие

Составляя глоссарий к итальянской книге Diario di Bordo наткнулся на интересную запись за январь 1918 года: "В четверг 17 января, у берегов Порто-д'Асколи, между этим городком и Сан-Бенедетто-дель-Тронто, миноносец «Arpia» затонул на мелководье из-за серьезных повреждений, полученных в результате столкновения с корпусом затонувшего в 1860 году и не отмеченного на картах, старого бурбонского фрегата "Torquato Tasso". Впоследствии сообщалось, что миноносец вернулся в строй 25 июля."
Событие само по себе довольно интересное, тем, что гораздо более известны случаи когда корабли напарывались днищами на подводные камни и скалы (тот же "Гангут", пожалуй самая известная у нас история), а вот чтобы корабль напоролся на ранее затонувший, это, как мне кажется, редкость.

Найти данные по «Аrpia» (кстати, названьеце у него то ещё - в переводе значит злая, сварливая тётка) и его фото не составило большого труда, а вот с фрегатом всё гораздо сложнее. Пока, что даже не нашёл из-за чего он затонул. Известно только, что колесный фрегат “Torquato Tasso” был построен на Королевской верфи Кастелламмаре-ди-Стабия и спущен 28 мая 1856 года. Водоизмещением 1400 тонн, с экипажем 175 человек (все спаслись во время крушения), имел десять пушек и приводился в движение единственной паровой машиной, изготовленной в «Реал-Оптицио» в Пьетрарсе в 1856 году. Редкость для того времени — машина была изготовлена в Италии. Обычно машины для кораблей были английского производства. Первой фабрикой, которая начала их изготовление в Италии, была фабрика Пьетрарса.  Затонул 21 февраля 1860 года в 400 метрах от берега у Чивителла-дель-Тронто. Находится на глубине 7 метров частично погруженным в ил. Сейчас итальянцы говорят, что корабль находится уже в 700 метрах от берега из-за изменения рельефа местности.
На фото остатки фрегата лежащие на дне в нынешнем состоянии и миноносец «Аrpia»      




Арсенал Коллекция

Наконец-то я прикончил стопку из 25 журналов "Арсенал Коллекция", в просторечии именуемого АрсеКолой.
Я выписывал АрсеКолу с самого начала и до того момента когда во втором полугодии 2015 г.
возобновила выход "Морская Кампания" (в просторечии МорКампа). А потом лишь покупал некоторые номера АрсеКолы с заинтересовавшими меня материалами. И вот осенью узнаю, что в 2019 г. АрсеКола прекращает своё существование. Жаль конечно. Я только наловчился работать на оба журнала, а тут вот всё...
Раз такое дело, я решил приобрести те номера АрсеКолы которых у меня нет. Насчитал едва ли не 30 журналов и когда в октябре был в Москве, взял у Саши Дашьяна почти все нужные мне номера.
Запойное чтение началось ещё в поезде. Поскольку я всеяден, то давно имею манеру читать весь журнал, а ни только то, что интересно. Так оказалось, что интересными могут быть самые разнообразные материалы, даже совсем далёкие от флота. Что только расширяет кругозор и повышает уровень знаний как в технике, так и в истории, та и в военном деле тоже. Например был весьма удивлён узнав, что колесо грузовика наполенное водой почти полностью поглощает взрыв мины. Бывало достаточно поменять колесо и можно ехать дальше (это из серии материалов о минозащищённых автомобилях Родезии).

Отмечу наиболее понравившиеся материалы:
"Элегантная "Эмили" - про огромную японскую летающую лодку "Каваниши" Н8К (2015-10)
"Опыты Канингхема" - о британской палубной авиации в боях на Средиземном море (2015-9/10)
"Потопление "Ниобе": германская точка зрения" (2015-7)
"Гийон Лай" - об одноимённой судоходной компании (2017-10/12)
"Радиоуправляемые игрушки для моряков" - о кораблях-мишенях (2017-12)
"Миноносцы типа "Слейпнер" (2017-12)
"Москиты у Тобрука" - очень интересный материал как англам наваляли в Африке (2017-10)
"Трагедия в Восточно-Китайском море или удар "Меч-рыбы" - о потоплении американской ПЛ двух советских судов (2017-8)
"Кампания в Леванте" - очень интересный материал о малоизвестной войне англов с французами в Сирии в 1941 г. (2017-8)
"Английская армада 1589 года" - очень интересная статья про "ответный визит" англичан в Испанию и выгребание люлей там (2015-11)
"Операция "Кептаун" - о действиях немецких ПЛ на юге Африки (2016-10)
"Канонерки, золото, хунхузы" - об участии китайцев в Гражданской войне на российском Дальнем востоке (2017-9)
"Подводные лодки типа"Оцу" - о японских ПЛ 2-й мировой (2017-7)
"Носостоявшийся линейный флот Второй Речи Посполитой" - о попытках Польши обзавестись линкорами (2917-1)
"Катастрофы "Вайпера" и "Кобры" - о гибели первых турбинных эсминцев (2917-1)
"Как китайцы пароход строили" - интереснейший материал, очень рекомендую! (2017-6)
"Колониальный бомбардировщик" по итальянски" - о 3-моторном бомбардировщике Ca.133 (2017-5)
"Аргентинская родня "Новика" - о эсминцах типов "Катамарка" и "Кордоба" (2016-6)
"Авиация в битве под Харамой" - гражданская война в Испании (2016-1)
"Появление в составе ВМФ Польши первых миноносцев" (2018-1)
Так же хочу отметить статьи Заблотского и Ларинцева о кораблях ленд-лиза, не избитые темы о датских миноносцах, ну и бесконечные японцы Евгения Пинака просто замылили глаз, хотя не безынтересно.
А вообще о японцах - как такие матёрые вояки стали мальчиками для битья, я так и не смог понять.
На картинке обложки прочитанных журналов.

Почему "Догали" не стал "Саламином"

Этот корабль, строившийся «Армстронгом» под строительным номером 482 и известный всем как итальянский крейсер «Догали», вообще мог стать греческим «Саламином» (есть несколько вариантов того как писалось его греческое название, но не суть). Корабль заложили 13 февраля 1885 г., а в декабре греки решили его купить. Почему же всё это так и не срослось и зачем он вообще понадобился Греции?
В сентябре 1885 г., в результате национального восстания, Восточная Румелия (автономная область в составе Османской империи, созданная по решению Берлинского конгресса) воссоединилась с Болгарским княжеством. Объединение Болгарии нарушило установленный Берлинским конгрессом хрупкий статус-кво и соседи Болгарии стали требовать себе территориальных компенсаций. Греция же вообще предъявила претензии на области, находящиеся под властью турецкого султана! Это означало, что она намерена воевать с Османской империей! Греческий премьер  угрожал, что, если не будет восстановлен статус-кво между Болгарией и Восточной Румелией, его правительство будет вправе претендовать на изменение границ Греции. В стране даже началась скрытая мобилизация. Вот под эту движуху грекам и понадобился новейший корабль, ибо флот Султана, по крайней мере на бумаге, был весьма серьёзной силой.
Хотя в начале февраля 1886 г. Турция фактически признала объединение Болгарии, греческие ястребы уже «закусили удила»! Эта пороховая бочка Европы в очередной раз грозила рвануть (сербы, которым тоже не сиделось спокойно, даже немного успели  сделать пиф-паф с болгарами). Великим державам ни чего не оставалось как снова вмешаться.
Сначала Греции предъявили ультиматум с требованием разоружить иррегулярные отряды, проникающие на территорию Турции и демобилизовать армию. Греки отказались. Тогда Англия предложила совместную военно-морскую блокаду греческого побережья, поскольку судоходство для Греции было жизненно необходимо. Италия совместно с Англией собирались силой «не допускать греческий флот до военных действий». В международной военно-морской демонстрации так же решили принять участие Австро-Венгрия Германия и Россия (Франция взялась за роль посредника). Уже в начале февраля 1886 г. на Крит стали прибывать корабли великих держав. В начале мая грекам последний раз предложили угомониться, но они ответили весьма туманно и витиевато, и терпение великих держав лопнуло. 7 мая послы покинули Афины, а 9 мая из Суды к греческим берегам выдвинулась международная эскадра, насчитывавшая 27 кораблей и 15 миноносцев. По поводу блокады журнал «Всемирная иллюстрация» писал: С тех пор как установлена блокада побережья Греции, прекратилась вся морская торговля Греции — международная эскадра не пропускает ни один корабль под греческим флагом. Блокада сначала не произвела никакого впечатления на греков, но потом её последствия скоро сказались на торговых делах греческих коммерсантов. В конечном итоге блокада вынудила Грецию принять условия ультиматума и её новое правительство приступило к демобилизации войск. Блокада осуществлялась до полуночи 7 июня.
Между тем, ещё в мае корабль был закончен постройкой, а уже в июне им заинтересовались турки. Правда финансовая несостоятельность Порты не позволила и им купить корабль. И только в январе 1887 г. кораблём заинтересовались итальянцы.
Я не располагаю точными данными когда именно грекам сказали «досвидания», но уверен, что в той ситуации, Греции именно не позволили купить этот корабль. Возможно Форин Офис рекомендовал «Армстронгу» решить этот вопрос без лишнего шума, а возможно фирму просто поставили перед фактом, предложив искать другого покупателя...


 




Спуск на воду таиландского крейсера "Наресуан"

Итальянские коллеги выложили на сайте Navi e Armatori фото спуска на воду таиландского крейсера "Наресуан" 6 августа 1941 г.
В таком крупном разрешении вижу эти фотографии впервые. Особенно доставляют трое пожарных на переднем плане на одной из фотографий. Видимо поливали водой спусковые полозья - один из них только что положил на землю пожарный рукав с которого уже без напора стекают остатки воды - работа сделана


Об итальянских фрегатах и не только...

Вышел 5-й номер АрсеКолы с моей статьёй о фрегате «Эвридика». Скажу честно — это был эксперимент с попыткой сделать материал быстро. Я её сделал за месяц. Но при этом могу сказать, что материал получился качественный. Я смог проследить всю историю корабля, а служил он долго — почти 40 лет, и единственное, что мне не удалось, это более подробно дать описание его участия в Крымской войне. Есть итальянская книга на тему участия флота в этой кампании, но ни скачать, ни он-лайн почитать вариантов не было. Что касается описания техники и конструкции, то тут полная засада — у итальянцев не сохранились документы за период 1861-1892 год, так что касаемо техники увы увы, всё грустно. 

Точно так же, или чуть лучше, дела обстоят с паровым корветом «Маджента». Материал о нём вышел в 3-м номере за этот год. Тут основа материала первое итальянское кругосветное плавание. Опять же, техники хоть и немного больше чем в «Эвридике», но не густо. Чертежей нет по причине утраты документации в архивах. Зато уже есть положительный отзыв на этот материал в обзоре АрсеКолы на «Цусиме».