Навеяло

Смотрю в старой итальянской книженции фото ихнего линкора ощетинившегося стволами всех калибров и думаю — что он мне напоминает? Юморная отгадка под катом...


Collapse )

Картинка из американского справочника

Попалась интересная картинка из американского (?) справочника времён войны, изображающая корабль типа "капитани романи". Мне очень-очень интересно - это плод фантазии американских художников "на основе разведданных", или у этой картинки есть более реальные основания? Уж больно «уши» «Ташкента» торчат отовсюду - особенно рубка и трубы. Но обводы корпуса, площадки вокруг второй трубы, задняя надстройка - уже похожи на то что было в реальности сделано у итальянцев.

Collapse )

Страсти по "Ташкенту" - продолжаем

Давича я уже писал о том, что «Ташкент», построенный за 14 месяцев, провёл в Италии ещё 13 месяцев прежде чем был передан советской стороне (в апреле 1939 года). Каковы причины столь длительного нахождения готового корабля в Италии? Я просмотрел работы всех наших авторов писавших о «Ташкенте» и ни где не нашёл ответа на этот вопрос.

Аркадий Борисович Морин, человек наиболее информированный и заслуживающий доверия, пишет об этом на удивление кратко и скупо: после удачных испытаний главной энергетической установки, достройка «Ташкента» замедлилась: для его дооборудования и приёмки понадобился ещё один год.

Афонин упоминает, что: достройка корабля затянулась почти на год, но причин не указывает. По поводу ходовых испытаний Николай Николаич, ссылаясь на документы, пишет: 17 марта на приёмных испытаниях в Италии — на мерной линии длиной 44 354 м [...] «Ташкент» сделал 8 галсов... То есть испытания корабль прошёл в марте и каких-либо серьёзных проблем, которые могли бы стать причиной задержки сдачи корабля, они не выявили.

Затем, он же пишет: в начале ноября новый нарком ВМФ М.П. Фриновский смог доложить председателю КО В.М. Молотову, что «Ташкент» проходит контрольные испытания машинно-котельной установки в Италии и его приход в СССР ожидается не позднее 15 декабря. Вы улавливаете момент?! Ходовые испытания начались в марте, а в ноябре Фриновский докладывает Молотову, что «Ташкент» проходит контрольные испытания.

Правда Афонин пишет о возникших проблемах при постройке однотипных «Ташкенту» кораблей в Союзе: На постройке этих кораблей сказался политический фактор — к сентябрю 1938 года именно по политическим причинам пришлось отказаться от представительства О.Т.О. на заводе №190. Но вот о том, что какие-то проблемы возникли и у самого «Ташкента» он ни словом не оговаривается, хотя это очевидно! Правда ругать Николай Николаича не будем — документы проливающие свет на эту историю вряд ли хранятся в РГА ВМФ.

А что по этому поводу пишет наш итальянский товарищ? Слово Маурицио Брешиа: Если во время войны в Эфиопии советское правительство сохраняло нейтральную позицию, продолжая снабжать Италию большими объемами нефти и другого сырья, то последующие события гражданской войны в Испании привели к серьезному кризису в отношениях между Римом и Москвой, что с марта по июль 1938 г. фактически привело к приостановке строительства «Ташкента» (11). Тут надо оговориться, что не строительства — корабль был уже фактически готов.

В примечании под номером 11 итальянский автор пишет: Обстоятельство, использованное японской дипломатией, чтобы предотвратить возможность перехода «Ташкента» - после его завершения - в воды Тихого океана, даже дошло до того, что Токийское правительство предложило покупку корабля. Далее он продолжает: Ситуация была окончательно разрешена 7 февраля 1939 года с подписанием нового итальянско-советского экономического договора. Вот видимо после этого дело сдвинулось с мёртвой точки и в апреле 1939 года был подписан приёмный акт, а в мае корабль прибыл в Одессу.

Как тут не вспомнить древнюю (1998 года!) книгу Айзенберга и Костриченко «Лидер Чёрного моря». На стр 22 читаем: Есть по меньшей мере два интересных момента в истории передачи корабля Советскому Союзу: 1. Существует вполне достоверная версия о том, что после испытаний прошедших столь успешно, руководство итальянского королевского ВМФ активно добивалось того, чтобы лидер остался в Италии, под любыми предлогами затягивая его передачу нашему флоту. Ну уж если японцы засуетились, то почему бы и Реджиа Марине не присмотреться к этому русскому заказу? Хотя итальянский автор об этом хранит полное молчание. Вписывался ли «Ташкент» в концепцию строительства минных сил Реджиа Марина и отвечал ли этим требованиям? Возможно да, так как его проект создавался не на пустом месте, а на основе 2800-тонного «итальянского ответа» на французские «Фантаски».

В завершение хочу сказать, что описание постройки и испытаний у Афонина путанное, а чатью даже вводящее читателя в заблуждение. Но об этом в другой раз.

PS - Дорогие друзья, как выяснилось, в документах РГА ВМФ чётко говорится, что "Ташкент" проходил ходовые испытания в марте 1939 года. В этой связи, всё выше написанное мною, можно воспринимать только как попытку разобраться в ситуации при недостатке информации. Крайне странно выглядит цепь ошибок на эту тему у наших авторов писавших на тему "Ташкента".

Страсти вокруг "Ташкента"

Хотите гром среди ясного неба? Так вот, «Ташкент» имел шанс поднять флаг третьей страны и погибнуть в боях вовсе ни в Чёрном море. Более детальный разбор открывшихся хитросплетений как-нибудь в другой раз, а пока — отгадайте с трёх раз, представители какой из великих держав нарисовались в Италии с предложением перекупить уже построенный «Ташкент»?

На борту "Гебена"

Типа демонстрация германо-турецкой дружбы, правда турок на этой демонстрации не видно, а немцы ещё ни в фесках. Судя по всему, немцы кочегары. Фотку потянул с итальянского сайта.

Поржать?

Австрияки замутили жуткую турель на своём ераплане: десяток самозарядных Маузеров С 96 калибра 9 мм. Оне конечно могут выпустить свои 100 патронов на заявленные фирмой аж 1000 метров, но... По тем временам этот пистолет был не из дешёвых, то есть стоимость такой турели наверняка порядком превышала стоимость пулемёта. Вопрос в том, а был ли на тот момент у австрияков пулемёт, который можно было взгромоздить на ераплан?

И снова Мидельшпангоут 51

В записи от 4 июля я уже говорил об этой книге, но то были внешние впечатления. Теперь пришло время поговорить о содержимом, т.к. это можно обсуждать только по прочтению книги. Итак, всё традиционно для книг «питерской школы» и Гангута в частности — довольно обширное и нудное описание проектирования и постройки кораблей, с приведением цитат из переписки ГМШ, МТК и ГУКиС, как между собой, так и с заводами строившими корабли. Всё это сдобрено приведением дат, сметной стоимости тех или иных работ, номеров журналов МТК утверждавших изменения и т. д. и т. п. При чём всё это, по стилю изложения, очень далеко от «увлекательного рассказа». С другой стороны, заклёпочники и любители самостоятельно «рыть архив» будут удовлетворены, плюс всё это сопровождается буквально массой чертежей. Затем, вся это тягомотина, сменяется живым и интересным описанием боевых действий во время Русско-Японской войны. Вот здесь читателя ждёт действительно увлекательное чтиво. Например, довольно подробно дано описание гибели «Петропавловска», с выдержками из воспоминаний очевидцев и участников этой трагедии: «Здесь я заметил фигуру адмирала, стоявшего спиной ко мне. Как думают те, кто хорошо знал адмирала, он прошёл вперёд, сбросив с себя пальто, чтобы узнать, что случилось, и вот можно предположить, что он был оглушён или убит одним из сыпавшихся обломков». Описание боёв с японцами приправлено подробностями, которые сразу расширяют наше представление о происходившем и позволяют как бы заглянуть на палубы и мостики кораблей. «Во время отражения одной из атак неприятельских миноносцев, на броненосце «Полтава», в левой носовой 152-мм башне, произошла осечка и гильзу с невоспламенившемся зарядом, выкинули на крышу, вместе со стрелянными гильзами. Когда же выстрелила расположенная над этой башней 47-мм пушка, то искры попали в незакупоренный патрон, и бездымный порох загорелся ярким, высоким пламенем. […] Японцы же посчитали эту вспышку и пожар результатом попадания торпеды...» Или вот: «утром вблизи броненосца обнаружили две плавающие японские торпеды, которые его минный офицер Б.М. Страховский на вельботе отбуксировал в Минный городок». Что касается боя в Жёлтом море, то раньше как-то от моего внимания ускользало, то какие повреждения получила «Полтава» в этом бою, а они были весьма и весьма серьёзными. Ну и опять же, живость описанию придают подробности того, что происходило на корабле: «В батарейной палубе эти два снаряда также произвели огромное разрушение […] В самый разгар боя фельдфебель Кирин, находившийся по расписанию в забронированном батарейном каземате, минный квартирмейстер боевой вахты Редозубов и строевой квартирмейстер Магаев, хозяин подачи левой 152-мм башни №2, собрались на батарейной палубе у фельдфебельского шкафчика пить чай, несмотря на запрещение личному составу быть в незащищённых местах. Их буквально разорвало на части.» - без русского раздолбайства наверное ни одна война не обходилась. Описание нахождения «Полтавы» под японским флагом довольно краткое и занимает всего 6 неполных страниц. Зато, на мой взгляд, подробно описана служба, теперь уже «Чесмы», в составе Русского флота в Первую мировую и нахождение корабля на севере. Я например не знал, что «Чесма» принимала участие в разоружении греческого флота. В целом книга очень хороша, но не обошлось и без досадных ошибок — так например III Всероссийский съезд Советов, почему-то назван Всесоюзным... Что не понравилось лично мне, так это написание латиницей названий английских и французских кораблей, а ещё заводов и даже островов и бухт. При том, что названия японских кораблей или греческой яхты, написаны кириллицей. Ну и шрифт лично мне не понравился — какой-то он неудобочитаемый. Но тем не менее - книга на жирную 5+

Продолжаем датчан - "Ивер Хвитфельд"

К этому кораблику питаю особые чувства, ещё с времён серии судов береговой обороны в МК — хотя и не с него, но именно тогда началось моё увлечение кораблями. Первой моей моделью был ББО «Адмирал Лазарев», построенный из пластилина (!) по цветной проекции с вкладки МК. «Хвитфельд» интересный кораблик и фотки, в том числе огромных размеров, на него есть. Жаль в Датском архиве, который наши коллеги по «Авиабазе» усиленно рыли, нет его чертежей. И ещё более жаль, что по более интересному датскому броненосцу «Гельголанд» чертежи есть, а приличных фоток нет...


Collapse )

"Генерал-Адмирал" и "Ре д'Италия" близнецы?

Давно слышал разговоры, что эти два корабля очень похожи. Оба строились Уэббом, почему бы и нет. Вот «степень родства» очень интересовала. Сейчас могу сказать — нет не близнецы, но братья точно.


Тут Алексей Логинов занялся выпускать собственное электронное издание (бесплатное!) — сборник «Катера». Всем очень рекомендую вообще, а его два выпуска по фрегату «Генерал-Адмирал» в особенности. Ну и собственно вот — поскольку Лёша чертил «Гену» (так он в обиходе называет «Генерал-Адмирала»), то само собой он знает этот корабль как свои пять пальцев. Я потихоньку работаю над материалом о «Ре д'Италия» и техническое описание этого парохода у меня уже переведено на русский. Связался я с Алексеем и в результате нашей переписки и изучения им чертежей итальянского корабля, родились некоторые выводы. За основу я взял пояснения Алексея, с некоторыми моими дополнениями. Всё это я окультурил и представляю вашему вниманию. Графическую часть сравнения чертежей выполнил Алексей.


Collapse )