Category: история

Непонятки с гибелью эсминца "Муджа"

Разбираясь с пребыванием в Китае итальянских кораблей, в смутные для Поднебесной 20-е годы, я попытался разобраться в казалось бы простой истории с навигационной аварией эсминца «Муджа» (бывший «Чепель»). Правильно писал о таких случаях Анатоль Франс — Писать историю - дело чрезвычайно трудное. Никогда не знаешь наверное, как всё происходило, и чем больше документов, тем больше затруднений для историка. Когда сохранилось одно-единственное свидетельство о некоем факте, он устанавливается нами без особых колебаний. Нерешительность возникает лишь при наличии двух или более свидетельств о каком-либо событии, так как они всегда противоречат одно другому и не поддаются согласованию. 

С гибелью «Муджи» именно так всё и обстоит. Современные издания не пестрят подробностями, а вот в прессе тех лет данных достаточно много, но они все противоречат друг другу. Подробные и противоречивые свидетельства содержатся в одном, довольно обширном, рассказе об этом происшествии. Но начнём с того когда всё случилось. В одних источниках говорится, что в ночь с 26 на 27 марта 1929 г., в других на сутки раньше, то есть с 25 на 26-е. А вот уже упоминавшаяся в моём ЖЖ газета Ла Стампа от 28 марта 1929 г.,то есть по свежим следам, пишет обо всём этом более подробно, с приведением более точных данных по времени, но и очень противоречиво... «Муджа» покинул Ханой текущим воскресным утром 24-го в 7 часов утра и направился в Шанхай». Ханой это ошибка, так как все другие издания пишут про Амой, то есть нынешний Сямынь, но и это упоминание Ханоя, вкупе с последовавшей путаницей, добавило масла в огонь. Далее Ла Стампа пишет: «После двух часов плавания в 9 часов утра эсминец столкнулся с каменистым берегом и затонул. Тем временем весь офицерский состав и моряки были спасены на лодках и укрылись на цепочке скал, которая находится у острова Хайкё [...] Утром 25-го, в 7.00, часть из них, а именно офицер и 37 моряков, были взяты на борт китайской джонки, а остальная часть экипажа была подобрана в 12 часов того же дня японским пароходом «Мацумото Мару». То есть получается, что итальянцы просидели на скалах сутки!? Ещё большее удивление вызывает, что их командование переполошилось только вечером 25-го: «Эсминец не отвечал на радио-телеграфные вызовы корабля «Либия» с 21 ч. текущего 25-го.» Получается, что он до этого часа отвечал и не сообщил об аварии? Возникает вопрос о периодичности радиосвязи на итальянских кораблях того времени в неспокойном регионе. Попутно напрашивается предположение, что первый раз за более чем сутки «Либия» запросила по радио «Муджу» и тот не ответил...

И вот тут, в этом же повествовании, приводится интервью капитана японского парохода: Капитан Канеко, командир японского парохода «Мацумото Мару», рассказал United Press, что он принял сигнал S.O.S. Итальянского эсминца в 21:40 вечера в понедельник (то есть 25-го!). Он ответил немедленно, но уже не получил ответа. Затем он направился полным ходом на место, обозначенное «Муджей», но густой туман, кроме того, помешал ему заставить корабль двигаться с максимально возможной скоростью. Когда он достиг места в 9 часов утра во вторник (то есть уже 26-го!), капитан бросил якорь у каменистого берега, где «Муджа» оказался на мели, а затем команда парохода спустилась на спасательных шлюпках и начала осматривать район кораблекрушения. Японцы обнаружили, что корпус итальянского эсминца попал на длинную скалу, которая расположена между скалистыми берегами и островком. Экипаж сначала снял итальянских моряков, которые нашли убежище на острове, а затем забрал еще семерых итальянцев, которые были подобраны китайской джонкой.

Странно то, что эсминец оказывается не затонул полностью, но на радио уже не отвечал. Где у него была радиорубка? Хотя если в корпусе, то возможно она была затоплена. В общем японцы прибыли на место аварии через 12 часов. Но возникает вопрос — когда он напоролся на скалы — утром или вечером? Неужели налетев на скалу в 9 утра, сигнал SOS подали только в 9 вечера? Тем более тут информация совпадает с приведёнными выше данными, что «Муджа» перестал отвечать на запросы «Либии» в 9 вечера 25 марта.   

Ясность во все эти вопросы внесла заметка из той же Ла Стампа, но уже от 29 марта 1929 г.: «Были получены дополнительные разъяснения по поводу гибели эсминца «Муджа». 25 марта в туманную погоду корабль отплыл из Амоя в Шанхай, завершив в 9 часов вечера плавание на скале Фингер Рок в 35 милях к югу от маяка Хельсама.»

Теперь всё стало на место — корабль вышел из Амоя в 7 часов вечера 25 марта и через два часа напоролся на скалы. То есть в 21 час. В 21:40 был дан сигнал SOS который принял японский пароход, но из-за тумана он прибыл на место аварии только на следующий день в полдень. Китайская джонка (или даже две) приняли часть экипажа «Муджи» и доставила их в Согмен (кстати, так и не смог найти что это за порт, а главное как его название пишется по-русски) где их забрал крейсер «Либия». «Мацумото Мару» доставил остальных в Шанхай.  

Книга "От "Фусо" до "Конго"

Насколько я не люблю японские корабли 2-й мировой, настолько же я люблю их корабли до 1920 года. Почти как итальянцев. И если у итальянцев есть несколько кораблей которые мне откровенно не интересны (те же «навигаторы» или тип «Квинтино Селла»), то у японцев до 1920 г. таких наберётся ещё меньше – всего три – корабли типа «Мацусима». Все остальные для меня просто «на ура». Ну а японские тяжёлые корабли, и в особенности их супер-броненосные крейсера, построенные после русско-японской войны, а так же «Конго», для меня вообще предмет какой-то особой любви. Вот из-за этой любви я и купил эту книгу, по весьма кучерявой цене - 89,90 евро. Поскольку цена ух какая, не помешает сделать разбор её качества и содержимого.  


Закончен сумасшедший труд

Заморочился я «Либией». Крейсером итальянским. В ихних официозах, что Баргони, что Джорджерини, не просто галопом по европам, а нечто запредельно короткое. И это для корабля честно прослужившего 20 лет! Есть у меня несколько книжек итальянских про первую мировую, но и там примерно одно и тоже в разном изложении. Ни чего не поделаешь, пришлось обратиться к архиву газеты La stampa. Когда я задал туда в запрос слово Libia, вылезло 4 тысячи страниц! То есть 40 тысяч ссылок... Я честно просмотрел несколько тысяч ссылок. Наверное месяц на это ушёл. Из того что касается именно крейсера, выловил около 30 ссылок. Не сильно густо. Но например работая над "Барбариго" и "Колонной" я выловил 70 ссылок. Это примерно 35 на корабль. А там, доложу я вам, оказалось много интересного. Касаемо "Либии" всё остальное, это упоминание страны начиная с 1911 г. и заканчивая двухтысячными. Я конечно смотрел ссылки только за годы службы корабля, то есть с 1912 по 1932 год. Но и всё равно - был ещё FIAT "Либия", была бронзовая медаль «Либия», за участие в ливийской кампании, ну и плюс масса заметок «кадути пер ла патриа ин либиа» (павшие за родину в Ливии). Оказалось, что и моего слабого знания итальянского хватает, чтобы разобраться, о чём идёт речь - о корабле или чём-то другом. В общем, что я выкопал предстоит ещё перевести и понять насколько оно ценно. Но я думаю даже если половина из этого окажется полезным для материала о крейсере, то поработал я с пользой, ибо даже у итальянцев по этому кораблю толком нет ни чего.


Бой тендера "Опыт" или саморекламы пост!

Наконец-то вышла моя статья о бое тендера «Опыт» с британским фрегатом «Сальсетт» у острова Нарген 11 июня 1808 года в журнале Арсенал Коллекция №8-2018. Первый более-менее серьёзный мой материал по истории отечественного флота (статью о МО-IV в «М-Хобби» я не считаю). Что побудило? Натолкнулся в древнем «Морском Сборнике» №2 за 1854 год на рассказ некоего генерал-майора Баранова об этом бое, в котором он участвовал будучи гардемарином. Рассказ очень живой и интересный. Но пришлось сильно поработать прежде чем получилась статья. Кто такой Баранов удалось установить только перелопатив «Общий морской список». На всеобъемлемость не претендую, так как использовал только открытые источники, но для журнальной статьи более чем достаточно. С иллюстративкой увы не густо — нет даже портретов главных героев; Невельского и Баранова. А из чертежей «Опыта» в РГА ВМФ есть только чертёж парусности и светового люка, которые заказывать я не стал из-за дороговизны чертежей той поры. Считаю, что материал удался. В общем, как говорит Сергей Патянин - Покупайте наших слонов! Эдик Журавлёв уже дал свою рецензию тут - https://u-boat-lab.livejournal.com/36184.html


В качестве иллюстрации приведена картина Л.Д. Блинова

"Им так не хватало благородного и доброго Риботи"

Не так давно просматривая древнюю «Ривиста Мариттима», за тыща восемьсот-лохматый год, в статье L'etica del comando (думаю в переводе нет необходимости), цитата из которой вынесена в заголовок поста, я наткнулся на один весьма смачный эпизодик из истории войны 1866 года. Когда 27 июня 1866 г. перед Анконой появились корабли Тегетгофа и Персано пытался вывести в море свой флот, броненосец «Ре ди Портогалло» долго не мог дать ход. И тогда его командир, капитан 1 ранга Аугусто Риботи спустившись в машину, цитирую — «грозно сказал ему (механику), что, если машина не будет готова немедленно, ему придется воздать должное ничтожному человеку, который не проявляет слишком много мужества». А попросту говоря, Риботи без лишних политесов, пригрозил механику, что он пристрелит его без суда и следствия если корабль не даст ход. Корабль дал ход и этим же вечером механик был списан с корабля и заменён «старым и бесстрашным Буого». Правда дальше автор статьи оговаривается (поскольку речь идёт-таки об этике), что «угрожающий командир с револьвером в руке никогда не будет так же хорош, как безоружный командир», но его же слова вынесенные в заголовок, говорят о многом — всему итальянскому флоту в той войне очень не хватало таких командиров как Риботи. В общем как говаривал Аль Капоне — «Добрым словом и кольтом можно добиться гораздо большего чем просто добрым словом». Кстати — подозреваю, что механик был англичанином — их тогда у итальянцев было много, за неимением достаточного числа собственных.
 



Отзыв на моих "Югославов"

Наконец-то получил отзыв на мою работу по югославским эсминцам от Кирилаш Леонида Ильича. Оговорюсь, что его оценка для меня весьма ценна и лестна, так как человек знаток региона и флотов, как Двуединой монархии, так и балканского королевства, а затем СФРЮ.
"Югов" прочел с большим удовольствием. Воспринимается как серьезная работа. Догадываюсь, сколько трудов потребовалось для добывания информации! По части ошибок нашел лишь одну. Держава СХС - это "словенцев, хорват и сербов", а Королевство СХС - это "сербов, хорват и словенцев".
Как можно увидеть, ошибки не самые серьёзные и довольно спецефичные, о которых знать может только специалист такого уровня как Леонид Ильич.



Немного о пользе чтения классики

Недавно разбирая некоторые домашние залежи наткнулся на старую книженцию 1985 года, издававшейся в те благословенные времена серии КС - классики и современники - Анатоль Франс - "Остров Пингвинов". Чья это книга я не знаю, но поскольку моя благоверная ни разу не читатель, то скорее всего она либо ныне покойной мамы, либо какой-то из старших сестёр. Мой покойный родитель не был любителем беллетристики и я пошёл в него, предпочитая публицистику или мемуары, но решил почитать на досуге. И чтобы вы думали я нашёл под обложкой?! Ничто иное как ПАРОДИЮ НА ИСТОРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ!!!! Такого оборота я не ожидал и увлёкся чтением. 

Вот некоторые зело интересные выдержки из книги:

Collapse )

Интересное происшествие

Составляя глоссарий к итальянской книге Diario di Bordo наткнулся на интересную запись за январь 1918 года: "В четверг 17 января, у берегов Порто-д'Асколи, между этим городком и Сан-Бенедетто-дель-Тронто, миноносец «Arpia» затонул на мелководье из-за серьезных повреждений, полученных в результате столкновения с корпусом затонувшего в 1860 году и не отмеченного на картах, старого бурбонского фрегата "Torquato Tasso". Впоследствии сообщалось, что миноносец вернулся в строй 25 июля."
Событие само по себе довольно интересное, тем, что гораздо более известны случаи когда корабли напарывались днищами на подводные камни и скалы (тот же "Гангут", пожалуй самая известная у нас история), а вот чтобы корабль напоролся на ранее затонувший, это, как мне кажется, редкость.

Найти данные по «Аrpia» (кстати, названьеце у него то ещё - в переводе значит злая, сварливая тётка) и его фото не составило большого труда, а вот с фрегатом всё гораздо сложнее. Пока, что даже не нашёл из-за чего он затонул. Известно только, что колесный фрегат “Torquato Tasso” был построен на Королевской верфи Кастелламмаре-ди-Стабия и спущен 28 мая 1856 года. Водоизмещением 1400 тонн, с экипажем 175 человек (все спаслись во время крушения), имел десять пушек и приводился в движение единственной паровой машиной, изготовленной в «Реал-Оптицио» в Пьетрарсе в 1856 году. Редкость для того времени — машина была изготовлена в Италии. Обычно машины для кораблей были английского производства. Первой фабрикой, которая начала их изготовление в Италии, была фабрика Пьетрарса.  Затонул 21 февраля 1860 года в 400 метрах от берега у Чивителла-дель-Тронто. Находится на глубине 7 метров частично погруженным в ил. Сейчас итальянцы говорят, что корабль находится уже в 700 метрах от берега из-за изменения рельефа местности.
На фото остатки фрегата лежащие на дне в нынешнем состоянии и миноносец «Аrpia»      




И снова «Аффондаторе»

  Уже после того как был утверждён макет и переделывать его без потерь было дюже рискованно, в одном из выпусков «Ривиста Мариттима» за 1874 г. мною было найдено интересное дополнение по артиллерии, конкретнее по заряжанию. Франко Гай, единственный кто описывает эту процедуру, но он не приводит иллюстраций. Его описание я и взял в свой текст: «Заряжание представляло собой сложную процедуру. Для этого башня разворачивалась в диаметральную плоскость, в позицию заряжания, орудие отводилось назад, а ствол склонялся вниз и приводился в соответствие с специальным отверстием в стенке башни, ниже уровня верхней палубы. Там были уже готовы картузы с пороховым зарядом и снаряд. Они подавались к дульному срезу и досылались в ствол специальным прибойником, находившемся в фиксированном положении под углом заряжания.» А в этом старом журнале мне попалось изображение как это всё происходит.